Династия Мелиховых
В июле, когда праздновался День семьи, любви и верности, состоялось награждение четы Мелиховых, проживших в мире и согласии целых 50 лет. В момент вручения медали я хлопала в ладоши, наверное, громче всех. Потому что Николай Григорьевич Мелихов – не чужой мне человек.
Николай Григорьевич преподавал физику в моей родной третьей школе. Немногословный, спокойный, выдержанный, грамотный – так характеризовали Мелихова коллеги – учителя. Справедливый, умный, внимательный и требовательный – так считали ученики. И все бывали правы. Потому что Николай Григорьевич не допускал повышенного тона на уроке, давал материал полно, проводил интересно лабораторные работы, а когда требовалось, то показывал обучающие фильмы на стареньком киноаппарате «Днепр». Это было не только познавательно, но и занятно для нас: кино и школа. Все вместе: увлекательный предмет, хороший учитель, доброжелательная обстановка в школе в целом приводили к тому, что большинство учащихся становились «технарями». Причем серьезными, а кое-кто шёл прямым путем любимого педагога и становился учителем физики.
Николаю Григорьевичу помнятся многие ученики: и самые умные, и самые бесшабашные (но не злые!). Яркие, как говорит Николай Григорьевич. Среди наиболее умных – Николай Кренцер. Он был так талантлив и так увлечен физикой, что путь ему был предначертан заранее: только в радиотехнический институт.
Коль уж мы заговорили о моем выпуске (Коля Кренцер – мой одноклассник), спрашиваю: «Вы, Николай Григорьевич, видите своих учеников на уроке и вне его. Можете навскидку сказать: достигнет ли высот тот или иной учащийся?» Здесь внезапно вступает Людмила Николаевна, супруга Николая Григорьевича, и они в один голос говорят: «Случается, талантливый ребенок ленится и у него в итоге ничего не получается. А тот, кто послабее, но будучи упорным в тяге к знаниям, зачастую добивается успехов.»
Тут мы душевно поговорили о такте, так свойственном моим дорогим учителям, о добрых традициях в школе, что Николай Григорьевич вдруг разоткровенничался: «Как-то было модно интересоваться всякими гороскопами и календарями. Так вот, гороскоп друидов предсказал мне: тебе предначертано быть либо священником, либо учителем. Правда, учителем я стал задолго до этого совета. По велению собственного сердца.»
К друидам у Людмилы Николаевны нет никаких претензий: она ими не интересуется вообще. Зато физику и математику, которым отдала около сорока лет жизни, любит самозабвенно. Как и своих учеников, о которых может говорить много и охотно. «Я люблю семиклассников. Когда они впервые приходят в кабинет физики, — говорит Людмила Николаевна, — они так заинтересованы, что хочется, чтобы у нас получилось единение душ. Детские глаза – для меня все. По ним я понимаю, когда следует сделать паузу на уроке и просто улыбнуться.»
Потом, когда мы поговорили про альма-матер супругов – Волгоградский пединститут; про учеников и собственных детей Мелиховых; я не смогла удержаться от вопроса: «Быть учителем – что для этого нужно?» И потом едва успевала записывать.
Надо: быть профессионалом; уметь ладить с детьми; владеть вниманием класса; ответственно подходить к подготовке к урокам; быть требовательным и справедливым.
Всеми этими качествами Николай Григорьевич и Людмила Николаевна Мелиховы владеют сполна. За это Мелиховым присвоено звание «Отличник народного просвещения». А главная их награда – дочери, которые пошли по стопам родителей и стали учителями. Наталья преподает математику и физику в Ханты-Мансийске. Ирина – учитель физики и математики в Волгограде. Светлана преподает английский язык в Норвегии.
А теперь давайте вместе займемся математикой и посчитаем общий учительский стаж Мелиховых: у Николая Григорьевича – 38 лет; у Людмилы Николаевны – 37 лет; у Натальи – 28 лет; у Ирины – 25 лет; у Светланы – 20 лет. Вместе это составляет – 148 лет! Это – полтора века цифр и формул, теорем и аксиом. Это – полтора века, наполненных любовью и признательностью. Это – полтора века неустанного труда, сопряжённого с радостью.
Зоя Соколова.
Фото: из семейного архива