Сто лет достоинства
(…Продолжение. Начало истории здесь).
Педагогический стаж – 300 лет
Михаил Иванович Малышев закончил ускоренный курс Руднянского педучилища и поступил на работу в Медведицкий спецдетдом. Женился на Анне Григорьевне Суховой, тоже учительнице. Родились сын Евгений и дочь Галина. Отдел народного образования направил Малышевых в Котово, где Михаил Иванович в начале 50-х работал в начальной школе (теперь это ПУ-63), в единственной средней (теперь это школа № 3). Потом были школы в Авилово, Лобынце, Алексеевке.
Станция Лапшинская, где открылась школа (прежде дети со станции ходили учиться в Алексеевку), стала для Малышевых родной. Здесь своими руками (из дубов!) построили дом, заложили сад. Здесь Михаил Иванович работал учителем труда, прививая детям навыки работы на самых настоящих токарных и слесарных станках. Это, думается, пригодилось ребятам в жизни.
Из дома в Лапшинской ушли в свет дети Михаила Ивановича и Анны Григорьевны. Евгений с семьей живет в Котово, а Галина и ее семья – в далеком Мурманске, портрет Николая Ивановича несут в «Бессмертном полку». Его дети, внуки и правнуки бережно хранят имя своего истерзанного войной, но выстоявшего отца, деда и прадеда. И активно продолжают его учительское дело: общий педагогический стаж Малышевых, Суховых, Жуковых, Ромуз, Кокошкиных и Фоминовых составляет аж 300 лет!
Ничего мне не надо от них. Послесловие
Михаил Иванович слаб здоровьем, но в абсолютно ясном уме. Он говорит горько. О земляке Парамоне, который в глубокой яме их первого концлагеря углядел очистки брюквы, кое-как спустился за ними, а выбраться не смог. Об одноколесных тачках, в которые вповалку укладывались скелеты умерших и отправлялись в топку. О невероятно унизительном состоянии, когда ты голый и согнувшийся, среди сотен таких же голых и согнувшихся узников, перебегаешь от барака к бараку. О неуместной надписи на воротах концлагеря «Arbeit macht frei» («Труд делает свободным»), которая заставляет его содрогаться и сегодня.
Потом в воздухе повисает слово «контрибуция» (средства от побежденной стороны – победившей), на которое Михаил Иванович машет рукой: «Мне от них ничего не надо!» Мы с его дочерью Галиной согласно кладем на его руки свои ладони.
Фото вверху: Михаил Иванович в своем саду, 2000 г.
Фото внизу: Семья с сыном. 1951 г, Медведицкое.