Никогда не унывая
В книге «На страже здоровья» есть такие строки:»Скорая помощь как самостоятельное отделение организовано в 1959 году на территории старой деревянной больницы по ул. Мира. Первым фельдшером и организатором стала Позднева Зоя Леонидовна. Вначале работали два фельдшера — Позднева и Чадаева и два шофера по 12 часов, обслуживая по 16-20 вызовов…»
Сегодня наш рассказ именно о ней, о Зое Леонидовне Аликовой.
Маленькую Зойку привезли к бабушке в Гусевку накануне войны. Мама с мужем, отчимом Зои, и малышкой Лидочкой остались в Сталинграде. Они-то и приняли на себя всю тяжесть военного лихолетья. Потому что попали в плен. На их глазах горел город. В их присутствии расстреливали непокорных и просто беспомощных. Спустя год концентрационный лагерь, находившийся среди чистого поля, освободили наши войска.
А жизнь в селе была нестерпимо тяжелой. Осложнялась она тем, что разгулялась скоротечная чахотка, косившая людей направо и налево. У Зоиной бабушки, Марии Петровны, умерли четверо взрослых людей, и она спасала своих внуков. Спасибо снохе, жене умершего сына — она, будучи фельдшером, получала 4 кг муки. Из нее варили затируху, пекли пышки с желудями. На сладкое — козэльки, грэцики, лапуцики, рогоз. Это травы такие. Сажали много картошки, огурцов и капусты. Поливали овощи вручную из колодца-журавца. На коровах ходили в лес за дровами, рубили кизяки, заготавливали их на зиму. Дети старше 10 лет по силам помогали колхозу: пололи пшеницу, ворочали зерно на току, пасли колхозный скот.
Когда Зое исполнилось 14 лет, она, в числе восемнадцати гусевских девчат отправилась в Камышин поступать в фельдшерско-акушерскую школу. Жили голодно: делили буханку хлеба на четверых, тут же съедали свою пайку, а потом дремали. Сначала — от сытости, потом — от быстро приходящего голода. Но не грустили, и даже сочинили песенку на музыку из известного в ту пору фильма:
Если хлеб ты получил на послезавтра,
И в столовой тебе не дали пожрать,
Ну зачем же унывать, лучше песню напевать,
Никогда и нигде не унывать!
Через три года Зоя Леонидовна Позднева (в замужестве она станет Аликовой) получила распределение в Ременники-1. И вновь комната на несколько девочек-медичек, зарплата в 375 рублей, 50 из которых Зоя высылала бабушке, вновь жизнь впроголодь (покупалась литровая банка обрата на троих на день) и работа на несколько сёл. Новоалексеевка, Лобынец, Лапшинка, Купцово, Рулевка…
Что делала она, оказываясь в фельдшерско-акушерском пункте один на один с людскими страданиями? Принимала роды, лечила как терапевт, как инфекционист, даже осуществляла хирургические вмешательства. А уж сколько уколов ею сделано — не пересчитаешь!
В 1955 году Зоя Леонидовна переехала в Котово, где в бараках открылась больница. Работа на Скорой помощи была как раз для нее: быстрой в решениях, ловкой, улыбчивой, внушающей всем своим видом надежду на выздоровление.
Зои Леонидовны Аликовой, титулованной медицинской сестры, уже нет: она ушла из жизни в родной больнице. А мне все вспоминается ее быстрый взгляд, открытая улыбка и неиссякаемый оптимизм: все будет хорошо!
* * *
Эта новелла была написана после потери моей Зоечки.
Я все время с тобой
Совсем недавно у меня была подруга. Умная и сердечная. Она утешала меня в моих печалях, а когда не знала, что сказать — просто плакала рядом.
То, что она необыкновенная, я понимала, но, наверное, мало ценила.
Как-то я внезапно собралась в неблизкий путь к родственникам, советуюсь с подругой, называю час отъезда. А поездка не состоялась по причине утери номера телефона тех родственников и невозможности им позвонить. Подругу же об этом не известила.
Прихожу через пару дней, и на ее встревоженный взгляд: «Как?», отвечаю: «Не ездила».
Она же, милая, говорит: «А я мысленно все время была рядом с тобой. Вот подошло время посадки в автобус — думаю, села ли? Прошло четыре часа — думаю: доехала. Нашла ли нужную улицу, ведь уже темно? Как тебя встретили? Рады ли?»
Нет ее у меня больше. Совсем нет. И теперь я думаю: «Сегодня выдался ветреный день. Он тревожит меня и давит на голову. И душа моя мечется и тоскует.
Как ты, моя Зоечка? Ты все время рядом со мной…»