Путешествие в Крым
Голос моря
Он звал меня всегда — с самой середины 70-х, когда мы с мамой впервые поехали в Евпаторию. Помнилось немногое: поезд, громоздящийся на паром, близкие волны, торговцы со связками тающей во рту рыбы и — счастье!
Большую радость я испытала в середине марта, когда с подругой на автобусе отправилась в Ялту. Строгий досмотр перед паромом, некоторое время нахождение с вещами в накопителе, погрузка из примерного расчета: три фуры на борту, пара автобусов, не один десяток легковушек. И… ты пересекаешь Керченский пролив.
Керченский пролив соединяет два моря: Азовское и Черное. Первое — с менее соленой водой, второе — с крепким раствором соли. Поэтому Черное море не замерзает совсем.
Так вот, путешествие на пароме занимает 25 минут — это примерно километра четыре. Строящийся мост виден, но он располагается далековато. Хотя разглядеть его фундаментальность и красоту можно вполне.
Во время поездки со мной случалось всякое, которое вспоминается сейчас либо с улыбкой, либо с нежностью. Постепенно расскажу обо всем. Но начну с самого начала.
Керчь
Керчь называют воротами Крыма. По пути следования город выглядит неухоженным. Высокие заборы из природного камня у частных домов. Пятиэтажки, быть может из-за ветров, облуплены и в каких-то потеках. Крымчанам это не нравится, и им бы хотелось все благоустроить поскорей, поэтому они поругивают нерасторопность России в этом вопросе. Однако во многих дворах видны российские флаги — народ празднует Крымскую весну 2014 года.
К политике я вернусь потом, а сейчас вновь о путешествии.
Феодосия
Дорога Керчь-Феодосия — недальняя и идеальная. И вообще, на протяжении пути через полуостров все время видна активная стройка дорог. Мне, как бывшей дорожнице, это было чрезвычайно интересно.
Вся дорожная техника новенькая и современная: и катки, и асфальтоукладчики с кабинами. Тут же работают маленькие экскаваторы.
Технология строительства такова: после насыпи земляного полотна и его уплотнения поперек укладывается ткань, сверху засыпается чистый щебень, затем — асфальтобетонная смесь. такое зрелище, повторюсь, на всем протяжении до Симферополя.
Феодосия порадовала близким морем, высокими волнами, песчаным пляжем. С этой минуты достаточно близкого общения с морем (из окна автобуса) меня не покидало ощущение счастья. Еще и потому, что за «бортом» автобуса было очень тепло (+18 градусов) — это в середине марта!
От радости Феодосию я не разглядела, но зато всю дорогу далее любовалась лесами, вольно растущими в горах, цветами и цветущими деревьями. Цветет миндаль, персик, алыча, кизил, жимолость. Готовятся к созреванию плодов мушмула и кактусы.
Ласточкино гнездо
До Ласточкиного гнезда 1200 ступенек, как указано на спуске. Половина из них вниз с виражами, потом большая смотровая площадка, с которой видно все сразу: близкую белую скалу под названием «Парус», панораму недалекой Ялты и лежащую вдали гору Аю-Даг (в переводе Медведь-гора). Она, гора, и впрямь похожа на медведя, припавшего к воде.
Потом вновь вверх, к парящему в воздухе Гнезду. Архитектор этого древнего сооружения — Шервуд, известный проектом Музея революции на Красной площади в Москве.
Когда-то скала, висящая в воздухе, раскололась под воздействием землетрясения 1927 года, но трещину залили бетоном, и музей, расположенный на Гнезде, давно работает в нормальном режиме: сейчас там выставлены работы художника Куинджи.
Семь часов счастья
Поездка в Крым памятна и встречей с друзьями-однокурсниками: Раисой и Михаилом Усановыми. Они, познакомившись в юности и создав семью к концу учебы, сумели сохранить любовь на долгие 40 лет. У них хорошие сыновья: Евгений и Александр, часть коммунального дома, грядки, сад с пальмами и грушей, море в пяти минутах ходьбы и множество приезжающих друзей. Сейчас я оказалась одной из них.
Наша встреча длилась всего семь часов, но сколько было радости от нее, воспоминаний и смеха! Сколько счастья! Я еще не уложила в своем сердце эту нежность, еще лелею ее и живу ею, поэтому рассказывать о ней мне еще сложно.
Продолжение следует
Рассказ Зои Соколовой
Фото Любови Попукаловой