Когда «голове ума не придают места»
Среди обращающихся ко мне за юридической помощью часто бывают люди, пострадавшие от элементарного невежества и откровенной наглости со стороны чиновников.
Мой хороший знакомый, рядовой индивидуальный предприниматель (ИП), обратился к чиновникам миграционной службы с тем, чтобы оформить разрешения на работу иностранным гражданам, которые приехали к нему, чтобы подзаработать на жизнь своим семьям, оставшимся, как теперь принято говорить, в ближнем зарубежье.
Предварительно он зашел ко мне и поинтересовался, правомерно ли с него как индивидуального предпринимателя чиновники миграционной службы требуют печать на документах. Я ответил, что не правомерно. Любой студент юридического факультета знает об этом. В отличие от организаций индивидуальные предприниматели могут делать себе печати по желанию, но не обязаны.
С тем мой ИП и пошел на очередную встречу к миграционщикам. Оттуда звонит мне с тем же вопросом. Прошу его передать трубочку чиновнику. В ответ на мои напоминания азбучной юриспруденции слышу: «Я буду требовать то, что мне скажет Управление!». Впоследствии от этого знакомого узнаю, что после разговора со мной чиновник стал кричать как кричат, когда в заборе застрянут. В итоге наш «слуга государев» поинтересовался в своем Управлении, как быть. Управление сказало, что никаких печатей с ИП требовать не надо.
Я все это к чему? К тому, что уже порядком поднадоело, когда чиновник-недоучка гоняет бедного мужика российского искать пятый угол. И из-за своего невежества за каждым «чихом» звонит в разные Управления и Администрации. Сколько их таких еще? Сколько сил, здоровья, времени, денег и наконец жизни такие «умники» отнимают у простых людей?
А вот другой случай.
В одной из сельских администраций нашего района работает удивительно терпеливая женщина. Ее приняли на работу техничкой, о чем имеется запись и в трудовой книжке и в трудовом договоре. На полставки в месяц. И что вы думаете, она выполняет за эти гроши? Убирает все помещения сельской администрации, всю прилегающую территорию, ухаживает за клумбами, стирает полотенца, шторы и др., после уборки выполняет иные поручения главы администрации и специалистов администрации, наполняет все имеющиеся емкости водой, следит за сохранностью всех материальных ценностей и соблюдением требований пожарной безопасности! Иными словами полставки в месяц она и техничка, и МУП «Благоустройство», и курьер (на побегушках) главы и любого его специалиста, и сторож, и пожарник. Как в стихотворении: «Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик…».
Когда она стала возмущаться, ее принудили подписать некую должностную инструкцию на уборщика-курьера (там все упомянутые обязанности). Должностной инструкции на техничку у них в природе не существует. Короче, если продолжать – начинает сердце покалывать…
В обоих случаях действия чиновников были обжалованы.
После таких жалоб нередко можно услышать: «Ну что вы не могли подойти, и мы бы по-хорошему решили бы вопрос? Как что – сразу жаловаться!».
Думаю, что по-хорошему надо решать вопросы всегда. И люди обычно на это рассчитывают. Однако, если чиновник «чего-то» не знает, ему надо подсказать так, чтобы ему запомнилось.
Не даром баснописец Крылов И.А. еще в самом начале 19 века высмеивал пороки чиновников в России. С тех пор мало что изменилось.
Вспоминаю мораль из его известной басни «Парнас»:
«Мне хочется, невеждам не во гнев,
Весьма старинное напомнить мненье:
Что если голова пуста,
То голове ума не придадут места».