Учите детей жить!
Как вы думаете, что на самом деле нужно современным молодым людям?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, с чем им придется столкнуться сразу после школы.
Скорее всего, у большинства из них возникнет желание начать зарабатывать деньги, создать семью или пойти учиться дальше.
Именно поэтому школа и родители должны подготовить молодого человека к этим возможным шагам.
Почему бы уже к концу 9 класса не обучить молодых людей этике семейной жизни, домоводству и конкретной профессии?
Ведь самые распространенные проблемы молодых людей — это неумение вести хозяйство, скороспелые браки и отсутствие профессиональных навыков.
Например, печально, что сегодня девушки часто не умеют готовить. Мы уже не говорим о том, что такое умение и парню бы очень пригодилось!
Парни зачастую не могут что-нибудь отремонтировать в доме, зато здорово гоняют мяч. Молодые люди очень хорошо умеют разжигать преждевременные чувства друг к другу в социальных сетях, и при этом вообще не отличают настоящую любовь от гормональной влюбленности. Под влиянием заблуждения вступают в брак, потом понимают, что ошиблись, разводятся, платят алименты, пускают свою жизнь и жизнь своих детей под откос.
Чтобы такого не происходило, не только родителям, но и школе надо сосредоточиться на подготовке молодых людей к реальной взрослой жизни.
Перечень школьных предметов должен быть ориентирован именно на реалии жизни молодых людей, а не забивать мозги избыточными «мертвыми» знаниями.
Почему бы в школьную программу не включить основы семейной медицины, семейной физкультуры, обучение навыкам защиты своих прав, полный курс ПДД, устройство и основы ремонта легкового автомобиля, основы кухни и шитья, навыки домашнего ремонта?
Безусловно, молодой человек должен уметь грамотно читать, писать и считать. Но для этого не нужно целых 11 лет усиленно преподавать ему русский язык и математику. Достаточно и 5-6 лет умеренного курса этих предметов. Также не мешало бы научить молодых грамотно выражать свои мысли. Ведь большинство выпускников не могут и пяти минут связно что-либо рассказывать: постоянно спотыкаются, используют жаргонизмы, долго копаются в памяти в поисках нужного слова. К сожалению, этим грешила и советская школа.
По сути из тех предметов, что преподаются в школе, нужно выбрать только практичные вещи — то, что реально пригодится в жизни.
Если кто-то желает знать больше, желает поступить в ВУЗ, путь обучается дополнительно, отдельно от ребят, которые такие цели не ставят.
Проще говоря, от химии можно было бы, например, оставить только то, что может быть связано с лекарствами и бытовой химией. Большее вряд ли пригодится.
От литературы оставить в разумном количестве нравственно и духовно развивающие произведения, воспитывающие зрелую личность, хорошего мужа или жену. Например, вместо малопонятной «Войны и мира» можно было бы дать прекрасную трилогию Л.Н.Толстого «Детство. Отрочество. Юность».
При обучении географии лучше сосредоточиться на хорошем знании карты, общем представлении об экономике стран мира, основам безопасного путешествия.
Обучать лучше тому иностранному языку, на котором больше всего доступной и полезной информации, на котором написано большинство компьютерных программ. Это, как ни крути, английский. Причем преподавать его лучше в игровой и практичной для разговорной речи форме. Исключить зубрежку.
Если уж и обучать экономике, то неплохо дать в доступной форме основы и сразу перейти к практичным вещам в этой сфере: умение составлять и планировать бюджет семьи, основы кредитования и продуманных займов.
Что касается информатики, то надо больше обучать навыкам продвинутого пользователя компьютером, а не забивать детям голову избыточной теорией. Неплохо бы научить устройству и ремонту компьютера, навыкам грамотного пользования смартфоном, защите от вредоносной информации.
Обучая истории, лучше сосредоточиться на кратком курсе всемирной истории, истории России, истории своей области, района и города. Зачем, например, ребенку морочить голову Чартистстким движением в Великобритании, когда он не знает истории своего родного края? Неплохо бы научить детей составлять историю своей семьи.
Умеренность нужна и на уроках физкультуры. Из спорта не нужно делать идола. Неправильно гонять детей на соревнования в ущерб основному обучению. Даже если школа очень хочет получить грант или призовое место. Обучать физкультуре надо прежде всего с прицелом на занятия спортом в семье, а не только во время занятий в школе.
Продолжать можно еще долго. Понятно, что это всего лишь пожелания, которые вряд ли в ближайшее время будут реализованы.
Одно можно сказать точно. Каждому родителю по силам мотивировать своего ребенка на те предметы и их части, которые будут наиболее полезны и практичны. Не стоит устанавливать строгие требования к оценкам по «мертвым» предметам и темам. Учите ребенка, в первую очередь, жить!
Виктор Гранин