Денег нет, но…
Каждый год в конце августа поднимается в России эта стыдная тема — не на что собирать детей в школу.
И вот в Госдуме предложили ввести «Первосентябрьский капитал». Опять мы вынуждены наблюдать позорный спектакль, который богатое государство разыгрывает перед бедными гражданами.
Скорее всего, это очередной пшик: если и введут такой капитал, то со смешным номиналом и не в нынешнем году. Но многих предложение помочь родителям уже сейчас возмутило.
Незамедлительно выступил первый зампред комитета Госдумы по вопросам образования и науки, бывший главный санитарный врач Геннадий Онищенко. По его мнению, раздавать деньги населению — непрактично и глупо. Ведь хитрый народ может потратить государственные гроши на что-то другое. А предложил Онищенко помогать адресно (самым несчастным, как водится) и натурой: одежду выдавать, карандаши, учебники.
Учебники, отметим, и так обязаны предоставлять в школах бесплатно.
Председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец искренне уверенная, что люди просто не умеют экономить, стала делиться с народом лайфхаками. Нужно, мол, ловить выгодные предложения, покупать лыжи на физкультуру летом, не стесняться принимать в дар форму от знакомых и соседей, чьи дети выросли, — и даже специально дружить с теми, у кого можно чем-нибудь разжиться.
Журналисты, не поддерживающие иждивенческих настроений, конечно, тоже подключились. Например, отец двоих школьников Никита Марков назвал инициативу помогать родителям собирать детей в школу вредной — потому что те, кто не может найти шесть-девять тысяч рублей на ребенка, полученные от государства деньги все равно сразу пропьют.
Шесть-девять тысяч? Ладно, статистика может выдавать какие угодно цифры. А у отца двоих школьников откуда такая незамутненность сознания?
Шесть тысяч — это только брюки и пиджак или жакет с юбкой. Качество так себе, но форма хотя бы не превратится через пару месяцев в половую тряпку. Одного комплекта, естественно, недостаточно, хотя многие вынуждены как-то обходиться. Примерно столько же, если повезет, уйдет на школьные туфли и кроссовки. Нет, можно обувь и за 500 рублей купить, но ведь невыгодно — за год таких пар пять улетит, а потом еще на ортопедические стельки придется раскошелиться (не для выправления стоп уже, а чтобы не так мучительно ныли ноги). Плюс ранцы, пеналы, канцтовары — это следующие шесть тысяч.
А еще сборы в родительские комитеты. Я на собраниях почти всегда выступаю за корректировку сумм в меньшую сторону. Но есть вещи, на которые скидываться не грех: символические подарки детям к праздникам, скромное украшение классов, совместные закупки рабочих тетрадей (оптом дешевле). И еще всплывают постоянно какие-то мелочи, вроде шапочек для бассейна.
Как ни крути, а на одного ребенка уходит в августе тысяч двадцать пять — за эти деньги многие россияне работают целый месяц. Ситуация осложняется и тем, что осенью приходится покупать теплую одежду — это еще тысяч десять. А если детей двое, стало быть, надо тысяч семьдесят. Конечно, у большинства таких денег нет. Люди выкручиваются и растягивают траты — что-то покупают на февральских распродажах или б/у. Плюс экономят на том, на чем экономить нельзя, — на той же обуви. И в этом плане какая-то единовременная помощь от государства или компенсация части затрат была бы очень кстати.
Но некоторые наши политики и прочие медийные лица предпочитают рассуждать о том, что помогать людям — это дешевый популизм, что надо поднимать экономику, а не подачками народ развращать. Десятилетия народ уже это слушает, а воз и ныне там.
Можно ведь развивать экономику — и помогать здесь и сейчас. Но нет, лучше сделать вид, что проблемы не существует, а есть какие-то маргиналы. Когда слышишь рассуждения в духе «как можно рожать, если работаешь медсестрой за 15 тысяч», передергивает от омерзения.
А потом эти же публичные деятели говорят, что надо «улучшать демографию». Людям и так трудно — как можно этого не видеть?
Марина Ярдаева, РОСБАЛТ