Истоки Нового года
Для многих новогодние праздники — это время, чтобы отдохнуть, пообщаться с друзьями и родственниками. Но не многие знают историю Нового года. В различных источниках можно почерпнуть интересную информацию об этом. Например…
После Октября 1917 года советские власти стали проводить политику атеизма. Из-за религиозной подоплеки новогодних и рождественских праздников им объявлялась война. Началось искоренение Нового года и Рождества. Атеистическая пропаганда клеймила презрением традиционные символы этих праздников — рождественскую елку и Деда Мороза.
Однако в 1935 году отношение к новогодним праздникам изменилось. Советское правительство возродило празднование Нового года и вернуло Деда Мороза с елкой — но уже в другом виде. Дед Мороз, как и прежде, дарил подарки, но теперь уже не на Рождество, а на Новый год. Рождественская елка превратилась в новогоднюю, январские праздники предстали совсем в другом свете. Новый год начисто вытеснил Рождество.
Елка украшалась как и раньше, но в игрушках не было и намека на религию. Теперь они отражали развитие народного хозяйства в СССР. В журнале «Вокруг света» объяснялось: «По елочным игрушкам разных годов советского периода можно проследить историю строительства коммунистического общества. Наряду с банальными зайчиками, сосульками и колобками выпускались игрушки в виде серпа и молота, трактора, позже им на смену пришли фигурки шахтеров и космонавтов, нефтяных вышек, ракет и луноходов».
О возвращении Рождества не было и речи. Наоборот, советские власти превратили его в обычный рабочий день. Если кто-то хотел отмечать Рождество, ему приходилось делать это тайно, рискуя попасть в немилость режима со всеми вытекающими последствиями.
В 1991 году Советский Союз распался и люди получили больше свободы. Всеобщий атеизм остался в прошлом. Новообразовавшиеся страны в основном остались светскими, где церковь отделена от государства. Люди, в глубине души склонные к вере, почувствовали, что теперь могут открыто исповедовать религию, например праздновать Рождество Христово.
С каждым годом праздник все более и более коммерциализировался. Рождественские праздники для производителей, оптовиков и продавцов стали прекрасной возможностью нагреть руки.
Даже тем, кто не видит ничего плохого в предпраздничном буйстве торговли, все-таки часто не нравится другая характерная черта новогодних торжеств — злоупотребление алкоголем и его последствия. Врач, работающий в приемном отделении скорой помощи одной из московских больниц, говорит: «На Новый год у нас самый настоящий аврал. Праздники никогда не обходятся без ушибов и ударов, ножевых и огнестрельных ранений, чаще всего нанесенных в ходе семейных ссор, пьяных разборок и дорожно-транспортных происшествий». Старший научный сотрудник одного института РАН сказал: «В Новый год резко возрастает число смертей от алкоголя, особенно высоким оно было в 2000 году. Одновременно подскочило количество убийств и самоубийств».
Эта проблема усугубляется еще одним обстоятельством. В «Известиях» как-то появилась статья под заголовком «Почти каждый десятый россиянин отмечает Рождество дважды». В заметке говорилось: «Как свидетельствует опрос центра „РОМИР-Мониторинг“, 8% респондентов признались, что празднуют рождественскую ночь как по католическому церковному календарю 25 декабря, так и по православному 7 января. Для кого-то, видимо, важна не столько религиозная суть Рождества, сколько сама возможность попраздновать»
Несмотря на известное отношение к Рождеству в Советском Союзе, трудно поспорить с изложенными в «Большой советской энциклопедии» историческими фактами: «Праздник Рождества Христова заимствован из дохристианских культов „умирающих и воскресающих“ богов, особенно распространенных у земледельческих народов, ежегодно праздновавших приуроченное обычно к периоду зимнего солнцестояния 21—25 декабря „рождение“ бога-спасителя, пробуждающего природу к новой жизни».
В энциклопедии также отмечается: «Христианство первых веков не знало праздника Рождества.С середины IV века христианство восприняло у культа Митры праздник зимнего солнцестояния, превратив его в праздник Рождества. Первыми стали праздновать Рождество религиозные общины Рима. В X веке вместе с христианством праздник Рождества стал распространяться на Руси, где он слился с зимним древнеславянским праздником в честь духов-предков».
Такова краткая история Нового года и Рождества. Каждый решает сам, отмечать ли их или сделать их обычными будними днями. Для кого-то эти праздники — настоящая радость, для кого-то — нет.