Во саду ли, в огороде
ВО САДУ ЛИ
В 5-15, когда солнце уже золотится, собираясь вставать, на дворе стоит ощутимая прохлада. И видно, как земля устала от былой жары. Даже пыль, взбитая легким воробьиным крылом, — вся в ямках и бугорках- приутихла.
«Устала, моя хорошая, — говорю я земле, — я тоже устала. Давай соберемся с силами и как-то переживем этот сложный период».
Холодные ночи мая и июня, а также возвратные заморозки сделали свое дело: подмерзла безшипная ежевика, едва вышел виноград, не опылились цветы абрикоса и сливы. А айва, побитая прошлогодним градом, даже не зацвела. Но выжила. И то хорошо.
Порадовала яблоня Бельфлер – Китайка. Этот сорт я долго искала и растила каких-то самозванок. Но вот настоящая Бельфлер! Уже второй год она дает красивые и вкусные плоды: крупные, белые с красной полоской, сочные, с сахаристыми крупинками на изломе. В приствольном круге сам по себе вырос абрикос (моя земля очень щедра на самосевы: всюду всходят яблоньки, сливы, персики, абрикосы!) И пусть говорят, что косточковые не любят соседей, мои яблоня и абрикос – настоящие друзья. Народив яблочек по десятку в гнездышке, яблоня уложила их на ветки абрикоса и так довела их до спелости. Яблони Мальт, Северный Синап и неизвестная мне яблонька, чуть было не выкинутая хозяином за ненадобностью, не цвели – отдыхали. Как и груша Любимица Клапла.
Этой груше около десяти лет. Дав попробовать свои великолепные плоды, она заболела. Каждое лето у нее чернели ветки и я их обрезала. А оставшиеся брызгала то раствором йода, то зеленки, то трихополом, разведенным в воде. Нынешней же весной, прочитав в журнале «Моя прекрасная дача», как садовод делал инъекции больному дереву, усовершенствовала совет. Оставшееся лекарство Цефтриаксон (дозировка 1000мг) в количестве двух пузырьков, растворила в 10-литровом ведре воды и опрыскала грушу. И – чудо! Груша выздоровела и дала плоды, правда, немногочисленные.
Грецкий орех, пострадавший от прошлогодних заморозков, тоже дал плоды. Он, я уточню, посажен не был – его принесли птицы.
Радует и малина. Купленная в непрофильных магазинах, чаще всего, непонятного сорта, она дала так много завязей, что ягод хватит до глубокой осени. Потом я срежу всю малину почти вровень с землей, полью и засыплю ореховым листом – он обеззаразит грунт и не даст завестись плесени и грибку.
Восхитил тутовник: белый и черный. Невзрачный с виду в начале лета, он был красив и вкусен в июле и августе. Хватило всем: нам, гостям, птицам и ежам.
В этом году было много клубники. Среди нее и «Гигантелла», и «Елизавета», и «Царица». Ее я укрываю на зиму стеблями кукурузы. Ранней весной убираю их, проливаю ягодник раствором нашатырного спирта (1-2 ст.л. на ведро воды) и накидываю укрывной материал. Кусты растут мощные и чистые. Ягоды созревают в конце мая.
В мае радует плодами и жимолость. Крупная, сладко-кислая, нежная – прижимаешь ее языком к небу и наслаждаешься.
Персики, которые всходят, где им захочется, нынче не цвели: подмерзли за зиму. Зато за лето выгнали побеги метра в полтора. Укрою их потеплее осенью и так они спасутся. Чтобы весной зацвести дивным розовым цветом и одарить некрупными плодами с тонкой кожицей и сладкой мякотью.
В ОГОРОДЕ
Участок земли у меня большой – 19 соток. Наверное, половина его засажена садом: кроме перечисленного, есть кусты калины, крупноплодной черемухи, есть слива и вишня. Остальная земля — под огородом. Кроме огурцов, я предпочитаю урожайный «Изумрудный поток», сажаю помидоры: чем больше, тем лучше. Есть томат Волгоградский, Хурма, Добрый, Санька, Ирма, Золотой гребешок. Семена сажаю 9 марта в пятилитровые бутыли, положенные плашмя на подоконник. Вырезаю «язычок» у бутыли, засыпаю грунт, выравниваю и сею томаты (точно так же перцы). Проливаю теплой водой, надеваю на бутыль пакет. И не открываю, пока рассада не достигнет «крыши». Сначала не поливаю: капли конденсата падают на рассаду и этого достаточно. Обязательно пикирую в стаканчики, проделав в дне отверстия раскаленным гвоздем.
Морковь в огороде обязательна. Чаще всего это Шантанэ. Если прежде высевала в бороздки просто семена, то в этом году семена, наклеенные на бумагу. Получилось ровно и красиво.
Свеклу перепробовала разную. Почва в огороде суглинистая и плоды получаются не сладкие. Поливать раствором соли не решаюсь – жалко землю. Остановилась на Египетской плоской. Она плотная и вкусная.
Болгарский перец в этом году не задался. Место, наверное, выбрала неудачное.
Еще у меня растет лук, который привожу откуда придется, фиолетовый чеснок, кукуруза из разных регионов, капуста, чаще всего Валентина с плотными и ровными кочанами, хранящимися до июня, и, конечно же, картофель.
Его я тоже привожу отовсюду. Есть из Курской области: белый и многочисленный. Есть из Петров Вала и Петрунино. Мне же очень полюбился сорт, который у нас называют Иван-да-Марья. Это очень вкусный картофель. А какой красивый! Носик, откуда растут глазки – розовый, а тело- белое. Говорят так: Марья детей родит, а Иван – кормит. Глазки у клубня растут только на «Марьиной» стороне.
Картофелин в кусте не очень много, но зато каких! Крупных и невероятно вкусных! К слову, куст компактный и клубни плотно примыкают к стеблю. Что позволяет быстро собрать урожай, не перебирая много раз почву.
Кроме овощных культур, растут у меня бахчевые. Арбузы «Огонек», дыня «Колхозница», тыква. Сорта я все время обновляю – тыква очень отзывчива на это. Есть Мускатная, есть Русская серая – это для еды. А для красоты есть тыква – будто гриб! Я своим грибам радуюсь и щедро раздаю их друзьям…
Нынешнее лето выдалось для меня горьким: ушел из жизни мой дорогой помощник супруг Михаил Александрович. И только земля подняла меня. Я, почти падая, от внезапного горя, шла поливать свои сотки, без конца полоть их, собирать урожай, пристраивать его в добрые руки, что-то варить и консервировать. Кормить кур, гладить по голове собаку. Не знаю, останусь ли я в доме, уж очень это сложно, но знаю одно, что кланяться мне земле-не перекланяться.
Зоя Соколова
Фото выполнены Любовью Попукаловой