Вся жизнь — в труде

Эта фотография сделана в 1934 году, на ней – работники Котовской слободской больницы: врачи, медсестры, санитарочки.

В центре во втором ряду – Михаил Борисович Кливенток. А в нижнем справа – Овчарова Устинья Маркеевна. Она родилась в слободе Котово Камышинского уезда Саратовской области в 1906 году.

Родители ее – Овчаров Маркей Ильич и Овчарова Пелагея Исаевна были состоятельными и трудолюбивыми людьми. Отец мог сделать все: построить дом, смастерить телегу, шкаф, стол, пошить сапоги и штиблеты.

Девочку очень любили, ведь других детей в семье не было. Она закончила церковно-приходскую школу и это считалось хорошим образованием.

В 1924 году Устинья вышла замуж за Сергея Григорьевича Котенко. Родились трое детей: Нина, Василиса и Александра.

Шел 1923 год, отец Устиньи, Маркей Ильич, не хотел вступать в колхоз и от греха подальше уехал из Котово. Вместо него в Дворянскую тюрьму забрали мужа Устиньи – Сергея, как зятя кулака. Когда через полгода его отпустили, разобравшись, он пешком дошел до Камышина, поел у родственников горячего хлеба и умер от заворота кишок. Устинья осталась вдовой. Но рядом с ней были любящие родители, и они помогли дочери выучиться. Устинья, до того работавшая санитаркой в стационаре, закончила курсы архивных работников и стала трудиться заведующей райархивом. Потом служила делопроизводителем в газете «Ждановец». А когда, по состоянию здоровья, покинула эту должность, то из «Ждановца» не ушла, осталась в типографии, где по ночам крутила тяжелое колесо печатной машины. После войны Устинья Маркеевна трудилась прачкой в детских яслях и техничкой в школе. Ушла из жизни эта доброжелательная женщина, помогавшая всем и во всем, в возрасте 70 лет, отдав каждодневному труду всю свою жизнь.

Простая и сердечная она оставила своей младшей дочери Валентине Перфильевой дом с высоким крылечком и большим садом, свои похвальные грамоты за доблестный многолетний труд и воспоминания, дороже которых у Валентины Сергеевны нет.

Валентина Сергеевна Перфильева – давний и преданный друг газеты. А еще – она коренная котовчанка и может часами рассказывать о своем любимом городе. О его улочках, садах, школе №3 (она была единственной). Подавая фотографию, которая датирована 1953 годом, Валентина Сергеевна начала издалека:

— В пору моего детства на нашей улице Советской стояли лишь восемь домов. Напротив домов не был, а были сады тех, кто жил на улице Жданова (ныне это – Кооперативная). Земли у всех было много, у нас было 30 соток. Заборов не было. Сады напротив разделяла канава, чтобы не доходили коровы и овцы. Весной канава наполнялась водой и для нас была морем!

Рядом с нашим домом стоял детский дом. Разделял нас штакетник – невысокий забор. На территории детского дома находились: спальный корпус, прачечная, кухня, хозяйственный двор, яблоневый сад. Директором детского дома была Александра Васильевна Попова, она потом стала моей первой учительницей.

На нижней фотографии мы, дети, и наша Александра Васильевна, самая добрая и самая красивая.

Здесь ребята из детдома: Юра Кадыков, Миша Журавлев, Коля Колотов, Коля Богомолов, Валя Бабенко, Зина Журавлева, Катя Кобзева, Витя Федосов, Коля Журавлев.

Мы дружили с ребятами, я не помню драк. Я помню, вспыльчивым был Юра, задумчивым Миша, хулиганистым – Коля. Сколько вынесли их детские сердца горечи, скорби, потерь – знали только они.

К нам домой приходили девочки из детского дома. Они называли мою маму «мамой», и она угощала детей чем могла и дарила им ласку. Вообще-то детей в детдоме кормили хорошо. Осенью возили картофель, капусту, морковь – запасы на зиму. Дети, пережившие все ужасы войны, голод и холод, тоже запасали себе «провизию». Они выкопали под нашим сараем яму, выстлали ее соломой и уложили овощи. Об этом складе узнали и вернули все на кухню. Летом детей увозили в лагерь. Учились с нами ребята до 7-8 класса, а потом их отправляли в ремесленные училища, техникумы, а кто учился на отлично, продолжали учиться, получая среднее образование. Была у нас девочка, она училась на одни «пятерки».

В шестидесятые годы наш детский дом расформировали, а детей отправили, в Серафимович, Волгоград. Где они? Как они? Эту фотографию я очень берегу – ведь на ней мое детство.

Зоя Соколова.

Комментарии1
Александр
Спасибо за прекрасную статью.Маркей Ильич мой двоюродный дедушка,большой мастер и прекрасный человек,помог нам построить дом, а инструменты передал нашему отцу,оставил о себе хорошую память.Устинья Маркеевна большой души человек.И сирот войны помню,в памяти остались их лица, как они из-за выглядывали.Еще раз большое спасибо.Александр Алексеевич 59лет