Клиент не всегда прав
В последнее время все чаще обращаются за помощью люди, досыта насудившиеся, но оставшиеся ни с чем. Как я заметил, нередко это люди – жертвы недостаточно квалифицированных или просто нечестных юристов. И здесь речь идет даже не о неизбежных в юридической практике ошибках; от них никто не застрахован. Речь идет о сознательном нежелании юристов как следует заниматься проблемами своих клиентов. Полное впечатление, что цель таких «помощников» – вытрясти с человека деньги, а там – трава не расти. Часто они говорят человеку, что он прав и наспех составляют ему за соответствующую плату заявление в суд. В то время как, например, клиент неправ и ему надо об этом честно и доходчиво сказать, а не «гнать» его по судам заведомо без результата и ради наживы.
Понятно, что за составление заявления можно получить больше, чем за объяснение, что в суд обращаться не стоит. Однако для юриста хорошая репутация — не только долг и чистая совесть, но и, в конце концов, будущие клиенты и заработок.
Невольно вспоминаю некоторых водителей — таксистов в нашем городе, которые иногда завышают цены и не думают, что обманутый клиент больше в их фирму не позвонит и расскажет об их «услугах» своим родственникам и соседям.
Получается – обманывать людей не только грешно, но и не дальновидно, если хотите — крайне не выгодно.
Это одна сторона медали. Теперь другая.
Нередко, желая сэкономить деньги, люди не обращаются за юридической помощью, а сами, например, при покупке квартиры составляют какие-то долговые расписки и отдают деньги фактически «под честное слово». Потом оказывается, что ни у продавца, ни у покупателя нет надлежащих документов, а деньги уже потрачены. В итоге — остаются без денег и квартиры. Это если просто по глупости, а если еще и с мошенниками дело связано?
Другой пример. Практически повально без консультаций у юриста люди стали брать кредиты или идти поручителями. В одном известном мне случае начальник отдела, пользуясь своим должностным положением, вынудила нескольких подчиненных взять под себя для нее кредиты или пойти к ней поручителями. По отдельности кредиты вроде небольшие, а в сумме около миллиона. Причем с каждым говорила отдельно с просьбой все держать в тайне, так, что сотрудники ничего друг про друга не знали! В итоге оказалось, что у мошенницы «вдруг» не оказалось денег, а ее подчиненные вынуждены в ущерб своим семьям выплачивать кредит. В лучшем случае, даже если такую привлекут к уголовной ответственности, с нее нечего будет взять.
Есть другая крайность: граждане – сутяжники. Другими словами это любители посудиться, пожаловаться. Им судиться — как воды напиться. Некоторые готовы годами этим заниматься и даже видят в этом смысл своей жизни. К счастью, сутяжников мало и их легко распознать. Часто это психически нездоровые люди. Кстати, на них очень хорошо недобросовестные юристы делают деньги.
В большинстве же своем люди очень не любят обращаться в суды, а, тем более, лично участвовать в судебных заседаниях.
Обычно если вижу, что дело не сложное, а человек с крепкими нервами и умеет говорить, не советую нанимать юриста для представительства в суде, а лучше самому выступать в суде. В таких случаях, конечно, хочется, чтобы судья оказался не нервным.
Тем же, кто пятнами покрывается от одной мысли о встрече с чиновниками, советую направлять документы почтой заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Иногда иду в суд без клиента, чтобы он не наговорил лишнего себе во вред.
Как видно из этих случаев, за помощью обращаются очень разные люди. И поговорка о том, что клиент всегда прав, здесь не срабатывает. И беда, если юрист ею все же руководствуется, дабы оправдать свой гонорар.
Подытожим. В наше время ни одну серьезную сделку нельзя совершать без консультаций с квалифицированным специалистом. Если возможно, ищите порядочных юристов. Интересуйтесь заранее их репутацией. Не надейтесь на свою «правоту» в знании закона. Больше спрашивайте, в т.ч. о перспективах своего дела. Просите показать текст закона, на основе которого вам дается консультация. А главное — узнавайте, почему это вам поможет.
Это очень похоже на поиск врача. Ошибешься – дорого заплатишь временем, средствами и здоровьем.