Согретые Севером

Когда почти 20 лет тому назад я побывала в центральном офисе нефтяной компании ЛУКОЙЛ, поразилась величественному зданию офиса — «игла» из черного стекла уходила высоко в небо. Но это величие и успех компани создали люди, которые в начале 70-х стали осваивать Север.

Рассказ Светланы Петровны как раз об этом.

— Попасть на Север тогда можно было только по вызову. Мой муж, Николай Сергеевич, как высококлассный электромонтажник получил вызов в 1972 году. И мы, оставив на попечение матери полугодовалую дочку, поехали.

Прилетели мы в Салехард. Оттуда по Оби, Обской губе и реке Надым, через Лабытнанги, Яр-Сале на ОМе (это небольшое пассажирское судно) и катере прибыли в Надым. Нас было человек тридцать.

Надым представлял из себя строящийся поселок в один многоэтажный дом, котельную и ряд теплых палаток, вагочиков, «бочек». Поселились мы в половине вагончика. Тут же вышли на работу. Николай — на строительство трубопровода — он прошел весь Север. Я — в Управление производственной комплектации, где принимала трубы диаметром 1000-1420 мм, клей, изоляционный материал, комплектующие материалы.

Грузы в период навигации шли круглосуточно. К берегу подходили баржи Иртышского пароходства. На их борту были трубы, их выгружали, вывозили на «Урагане», складировали, и только по замерзшему грунту вели трубопровод.

Вне навигации грузы поставляли на самолетах и вертолетах. Стекло, тюки, оборудование прибывали на Ан-12, Ан-24, Як-40, «Руслане». Что-то сгружалось, что-то спускалось своим ходом — это техника. Разгрузка велась в срочном режиме, чтобы не задерживать авиатранспорт. Кто-то из летчиков, сквозь метель увидев меня, принимающую грузы, спросил: «Как ты, дитё, сюда попало?». Я стояла у хвостовой части самолета в коротковатом по моде пальто, в мужниной шапке-ушанке. Мне было 22 года…

Так вот, эти грузы потом распределялись по участкам: в Ноябрьск, Когалым, Коротчаево. Теперь это города, а прежде были пески по колено и вагончики.

Работала я не только в УПК, но и в жилищной конторе, и в детском саду, и в магазине. То есть там, где это было необходимо. В магазине видела Виктора Черномырдина — он курировал строительство газопровода.

Это был умный и уважительный человек. Прежде чем встретиться со специалистами на месте, он облетал на вертолете трассу. Видел, где простаивает техника, где случилась авария. Таким образом он оценивал обстановку, а по прибытии выяснял детали и принимал решения. Обязательно заходил в магазин — интересовался снабжением. Спрашивал: всего ли в достатке, какие товары пользуются спросом. К слову, на Севере был сухой закон, и спиртного не завозили совсем.

Уехали мы с Севера в 1979 году, когда родилась вторая дочка. Захотелось домой, в тепло и уют. Да и здоровье мужа стало подводить.

Постепенно на «большую землю» стали взозвращаться наши друзья-котовчане. Согретые воспоминаниями о прекрасной молодости и суровом Севере, мы вместе отмечали праздники, при необходимости помогали друг другу. Теперь, когда мы остались без мужей, мы стали еще ближе.

Записала Зоя Соколова

Фото:

1) Причал на реке Надым, 107 км, 1976 год.

2) Фото вверху: Навигация. Светлана слева, 1976 год.

Комментарии0