Прямая и летящая
Этому снимку из камышинской газеты «Диалог» почти 30 лет. На нем запечатлена ремонтная бригада дорожно-строительного управления №3. Возглавлял управление в ту пору Евгений Николаевич Малышев.
ДСУ-3 было солидной организацией, в которую входили четыре участка: Камышинский, Николаевский (начальник В.Ф.Носачёв. К слову, он наш земляк из Неткачёво), Жирновский (начальник Н.М.Московкин) и Котовский (начальник в ту пору В.П.Серенко). На Николаевский я попала в 1979 году после окончания Харьковского автодорожного техникума (институт будет потом).
Кто пользовался услугами грузовой переправы Камышин-Николаевск, знает, что прямо на берегу Волги стоит асфальтобетонный завод. Именно туда каждым ранним утром прибывали из Камышина работники завода, специалисты, а вместе с ними и я. Сначала переправлялись на пароме, позже — на собственном катере.
Ежедневная дорога по воде превращалась в прекрасное путешествие. И от этого (а может быть из-за молодости?) каждый день казался долгим праздником. Потому что от асфальтового завода надо было на автобусе ехать на трассу, которая называлась: Куйбышев-Луговая пролейка-Палласовка-Николаевск-Быково-Волжский.
Строительство автодороги было серьезным — потом я узнала почему. А сначала удивлялась материалам: щабень различных фракций завозился из-под Нальчика — это был фанитный щебень.
Это сейчас на трассах применяют ткань, которая укладывается перед толщей песка, и еще используется многое другое. А раньше после поготовки замляного полотна в специально вырезанное автогрейдером корыто засыпался песок и фроловский щебень. На приготовление нижнего и верхнего слоев асфальтобетона шел щебень из Нальчика.
Контроль над строительством был неусыпным. К нам, за Волгу, приезжало не только свое начальство, но и без конца из Волгоградавтодора. Делались вырубки, контролировалась высота слоев, подвергалась действию пресса и сама вырубка.
Мне думается, эта дорога и сейчас стоит в первозданном виде, обходясь без капитального ремонта. Потому что строилась она в стратегических целях. Ее уширения, устроенные через определенные расстояния, ее прямизна и ровность позволили бы использовать трассу как взлетно-посадочную полосу для военных самолетов.
Я помню радость, которую испытали мы, дорожники, когда в Быковском районе встретились со строителями из Волжского: они шли нам навстречу. Тогда и написалось стихотворение:
Постоим мы у края недолго,
Оглядясь по-хозяйски вокруг:
Мы уходим, а следом дорога
Остается творением рук.
Было всё: и жара, и усталость,
И дождей непрерывная сеть…
Всё прошло. А она осталась —
Прямая и летящая сквозь степь.
Зоя Соколова