Славный Байкал

Реальностью была только дорога, но и она из-за пятичасового перепада во времени казалась зыбкой. Все остальное — сплошное чудо, которое живет в сердце и делится со мной своим дыханием.

О Байкале мечтают все. Им грезят, его рисуют мысленно. Мечтали и мы с подругой. Но подстегнул комментарий на портале: «Что вы всё рассказываетет о Кавказе — о нем написано много. Вот если бы вы побывали на Ольхоне…», — примерно так было написано некой Ольгой. Мы с подругой поглядели друг на друга: «Поедем!» Поездку Люба организовала так грамотно, что дорога не была сложной: самолетом до Москвы, через четыре часа — самолет на Иркутск.

Иркутск нас встретил около 5-ти утра дождем с температурой +8 градусов. Это после наших-то +30! Везти на Слюдянку, откуда мы предполагали начать свое путешествие, таксисты не желали: расстояние 110 км, морось. Наконец сговорились и двинулись в путь.

Дорога в нужном нам направлении хорошего качества. Она пролегает через тайгу. Трасса новая и имеет так много виражей и поворотов, что, когда на горизонте слева появился Байкал, тошнота стала нестерпимой. Спасло озеро — вода прямо из-под ног хрустально чистая и бодряще вкусная.

Я прослезилась от благоговения — от Байкала исходило свечение. Он был тих, почти беззвучен. Едва плескалась вода, на ней вдалеке виднелись резиновые лодки — рыбаки ловили омуля. К слову, омуля, да и то в ограниченном количестве, разрешено ловить только удочкой.

Дожидаясь рыбаков, мы на самом деле ждали поезда до Листвянки. Рыбаки приплыли, и мы увидели еще живого омуля. Это рыбка 30-35 см в длину и сантиметров 5 в ширину, с серебристой чешуей и изумительным запахом чистоты (отведать ее нам еще предстоит).

Из Слюдянки в Литвянку мы хотели поехать на «Мотане» — это электричка со старыми вагонами. Но нынешним утром шла «Нерпочка» — это три современных вагона с электровозом. Четыре часа мы ехали вдоль Байкала, удивляясь его величавости и доброжелательному спокойствию. Прибыв в порт Байкал, на катере отправились в Листвянку. Это небольшой прибрежный поселок, живущий за счет туристов. Никакой промышленности, только гостиницы вдоль дороги. Там мы и отведали ухи из омуля, а еще омуля, запеченного с кедровыми орешками. Очень вкусно! Рыба так и тает во рту! (Про цены умолчу. Им мы еще удивимся). Пробыв в бессонном состоянии почти двое суток, уснули под мерное колыхание Байкала. Чтобы утром на «Комете» отправиться на остров Ольхон.

Четыре часа пролетели незаметно. Неземная красота, покой и умиротворение не покидали нас. А вот и Ольхон. Пассажиров встретили восемь «уазиков». Усадив по девять человек на борт, машины отправились в самый крупный поселок острова — Хужир. Дорога не асфальтирована. Она отсыпана из грунта и очень похожа на стиральную доску. Тридцать восемь километров показались долгими.

В Хужире, где мы поселились на двое суток, никто не занимается земледелием. Напрасно я тянула шею, желая высмотреть во дворах тыкву, кукурузу или картофель. Ничего подобного! Во дворах в три-четыре сотки — гостевые домики, малюсенькие грядки с морковью, свеклой. Почва на острове песчаная с ракушечником — может она не плодородная? Животноводством, да, занимаются. Коровы ходят без пастуха. Встречаются дикие лошади. Они живут семьями: папа, мама и жеребеночек. Есть на острове и яки. Светлые, черные и коричневые, они спокойно кормятся на пастбищах. Что касается нас, то покормились и мы с Любой национальным блюдом позы — столовая так и называется — Позная.

Позы — бурятское блюдо. Оно представляет собой большие пельмени или хинкали, начиненные мясом с луком. Поскольку на острове разводят коров, то позы — с говяжьим фаршем. Есть их надо руками. Взяв пельмешек правой рукой, подносишь ко рту, прокусываешь, выпиваешь бульон, только потом ешь дальше. Вилки и ножи противопоказаны.

Я не случайно назвала бурятское блюдо. Ведь коренные жители острова — буряты. Нам удалось побывать в бурятской семье, где нас познакомили с традициями народа, его культурой и блюдами. Налили даже по стопочке тарасуна. Это самодельный слабоалкогольный напиток на основе сыворотки. Замечу, буряты, не достигшие 40-летнего возраста, не употребляют алкоголь вообще. Ни мужчины, ни женщины. Справедливо считается, что в детородном возрасте питие вредно.

На следующий день мы с экскурсией поехали на север острова, на мыс Хобой. Вновь бездорожье, маленькие поселки в несколько домов. Один из домов явно из чего-то переделан. «Из барака, — пояснил водитель Марат, выполняющий роль экскурсововда. — В 50-х годах здесь был Озерлаг, в котором содержались заключенные. Они работали на рыбзаводе, строили дороги из бревен. Кто-то не вернулся на большую землю, оставшись здесь. У нас всё проще.

Силу Байкала, его притяжение мы с Любой испытали на себе. Не умея выразить свои чувства словами, мы просто смотрели друг на друга и порой плакали. Почему-то чаще всего это происходило на Хобое. Наверное из-за невероятной чистоты и силы острова. Где ты невольно признаешься себе, что так давно утратил единение с природой, заложенное в нас от рождения.

У всех была возможность окунуться в Байкал или хотя бы побродить по кромке воды. И хотя температура воды была + 18 градусов, я не решилась — просто гладила воду ладошкой и говорила ей ласковые слова.

В Иркутск мы уезжали на следующее утро, поэтому до позднего вечера сидели у воды на камнях. Сердце плавилось от любви к этому краю.

Дорога в Иркутск состояла из поездки по самому острову к парому; переправы минут в двадцать; прибытия в поселок Сакюрта, что стоит на берегу Малого моря (Малое море — это Байкал, что лежит слева от острова, Большое — справа) и непосредственно дороги в Иркутск. Обратили внимание, что на протяжении 230 километров не валяется ни одного пакета, ни одной бумажки, ни одного мешка с мусором. Иркутск удивил тем же. Чистотой и ухоженностью. Удивил и ценами. Вяленый омуль на рынке — 1800 руб/кг. Очищенные кедровые орехи — 1500 руб/кг. Одна шишка 7 см высотой — 70 руб/штука, пятилитровое ведерко грибов — 1000 руб. Но это так, к сведению. Не за тем же мы ехали?!

Иркутск стоит на Ангаре, которая вытекает из Байкала. Она стремительна и красива. Красив и город, в котором соседствуют старина и современность. Старые дома с резными украшениями ухожены, подчищены и покрашены. Современные, чаще всего это 15-этажки, не похожи друг на друга и расположены группами. Жители Иркутска неторопливы и доброжелательны. Они готовы помочь вам и доводят чуть ли не за руку до нужного вам транспорта (проезд — 30 рублей на любом виде транспорта).

Короткая ночь в Иркутске, и мы отправляемся в аэропорт, чтобы вылететь в Москву. Через пять с половиной часов мы — в Шереметьево. Оттуда — в Волгоград. Потом поезд до Петров Вала, и около 2-х часов ночи — мы дома.

Про себя заметила, что не очень рассказывается о поездке вживую. Может, слушать некому, может не хочется расплескать радость и благоговение от славного моря по имени Байкал?!

 

 

Комментарии0