Настоящие цыгане

Надежду Викторовну Попукалову знаю и ценю давно. Как замечательную солистку народного ансамбля цыганской песни и танца «Бахт тумэнди», как талантливого руководителя этого коллектива, как бережного хранителя своей культуры: Надежда приходит во все цыганские семьи и приглашает молодежь и детей к творчеству. Надежда Викторовна смотрит на деток, трогает их плечики, напевает что-то красивое и знакомое им и наблюдает, как ребенок реагирует. Так появились в ансамбле сёстры Коростелёвы, Федоренко, Лукьяновы, Ролан Базаренко (его мама, Екатерина, тоже из этого коллектива).

В канун праздника мы встретились с Надеждой Попукаловой, чтобы поговорить о традициях и обычаях цыган. Разговор сам собой перешёл на детство:

— Родилась я в Саратовской области. Семья была самой обычной: родители, два брата — Владимир и Виктор, и мы с сестрой Галей. Мама, Раиса Ивановна, работала дояркой, отец, Виктор Андреевич, — водителем в колхозе. Трагическая гибель брата Виктора принесла в нашу семью столько горя, что если бы не рождение младшенькой, Наташи, не знаю, как бы выжила мама. Наташа стала нашей общей радостью!

Цыганские семьи чадолюбивы, и в большинстве из них растут и по четыре, и по пять, и по шесть ребятишек! Всему этому предшествует свадьба. А свадьбе — сватовство. И то, и другое — очень красивые обряды. Расскажу, как мы сватали невесту для племянника.

Для начала скажу, что у настоящей цыганской семьи есть своё прозвище. Мы, Лиманские, зовёмся «тряпышниками», так как дедушка ездил на повозке, принимал от населения старые вещи и выдавал шарики, игрушки, свистульки и всякую мелочь.

Так вот, по цыганской почте (то есть по слухам. — З.С.) узнаём, в какой семье есть хорошая девушка на выданье. Нам называют прозвище и населённый пункт. Едем на лошадях, заходим с хлебом-солью: «Мы слышали, у вас есть невеста…» Отец девушки перебивает: «Подождите, я вижу вас впервые. Давайте сядем за стол…»

Такие застолья-встречи могут продолжаться от трёх дней до недели! То родственника важного нет в наличии, то кто-то отошёл, но он сильно нужен в этот момент. Таким образом обе стороны присматриваются друг к другу. Когда молодые взглянули друг на друга, когда мы все взаимно понравились, когда невеста на вопрос отца: «Ну как, дочка?» ответила: «Как скажете, папа…», тогда ударили по рукам, и начинается сватовство и поглядки: «Давайте посмотрим, как танцуют молодые!» Молодые танцуют, и разыгрывается всеобщее веселье — так мы начинаем родичаться. После совместных танцев и песен обговаривается день свадьбы, а так же день венчания.

Венчание для цыган — это очень важно. После него молодых благословляет отец. Они встают на овчину, отец берёт в руки кнут и постукивает их по плечам. Чтобы жили — не тужили, чтобы рожали деток.

На свадьбу мы, сторона жениха, едем с деревцем, украшенным денежками, конфетами, красными лентами. По одну сторону стола становятся родственники невесты, по другую — жениха. И начинается шуточная торговля: «Я за невесту дам табун лошадей!» А я  — охапку золота!» Но когда сторговались — невесту вместе со стулом передают через свадебный стол на сторону жениха. Теперь она наша! Начинается свадьба!

Столы уставлены обильно. Здесь много мясных блюд, запечённые молочные поросята, отварная белая рыба, овощи, пироги, торты. Беспорядка на столе нет — родственницы незаметно для гостей убирают и меняют посуду. Отмечу, что молодые на свадьбе не держатся за руки, не целуются, только смотрят друг на друга. Наконец веселье на сегодняшний день заканчивается, а волнение нарастает — целомудренность невесты обязательна.

На следующий день, когда свахи удостоверились в чистоте новобрачной, молодую жену наряжают в красное или цвета золота платье. Родственники жениха благодарят родителей новобрачной за правильное воспитание дочери.

А за ночь уже напекли пирогов и караваев и каждому подают по большому куску: «Ешьте, гости дорогие!» После чего гуляние продолжается. Оно может длиться до четырёх дней. Хорошо, если на свадьбу приглашён барон — это почётно и придаёт значимость событию. К слову, барон не снимает головного убора на протяжении всего застолья — так принято.

Пока я ахала и старалась запомнить все тонкости и их очерёдность, Надежда Викторовна сказала, что хоть она и выходила замуж за русского парня, цыганский свадебный обряд был соблюдён полностью — так настоял старший брат. «Ну да, — подумала я про себя, — а то что сказали бы цыгане по своей национальной почте? Что Виктор-тряпышник не собрал для своей дочки приданного? Что не соблюл традиции? Нет, Лиманские не из таких. Они — настоящие цыгане!

Фото: 25 августа 1979 г. Вместе с родителями.

Комментарии0