Новые автоподставы

Мошенники используют для выманивания денег у потенциальной жертвы прием с незаметным торможением, при котором нажимается стояночный тормоз и стоп-сигналы не загораются.

Его суть состоит в том, что злоумышленник, увидев потенциальную жертву, которая едет вслед за ним, резко тормозит не педалью, а стояночным тормозом. При такой схеме стоп-сигналы не загораются, поэтому водитель не успевает среагировать и врезается в автомобиль мошенника, чаще всего — в дорогую иномарку. Затем от потерпевшего требуют компенсировать ущерб на месте без вызова ГИБДД.

Для того, чтобы не попасться на уловки мошенников, опрошенные изданием эксперты посоветовали не соглашаться на предложение решить вопрос «здесь и сейчас», отказавшись от оформления европротокола и вызова ГИБДД, не паниковать и иметь в машине регистратор, который будет отслеживать движение автомобиля в трех точках.

Вторая схема автоподставщиков — фишинговые сайты операторов платных дорог — является разновидностью популярного сегодня IT-мошенничества. Особенно распространенной она становится в период отпусков: многие водители направляются на отдых и не замечают, что оказываются на платных дорогах. Этим и пользуются мошенники: они создают фишинговые сайты, максимально похожие на сайты фирм, предоставляющих платные услуги, а затем рассылают ссылки на них водителям и похищают средства.

Третья схема — так называемый треугольник. Мошенник находит реальное объявление о продаже автомобиля, а затем размещает его на других сайтах со снижением цены. Далее он вступает в переговоры и с продавцом (выдавая себя за покупателя), и с покупателем (выдавая себя за продавца). Затем аферист (его еще называют «прокладка») созванивается с покупателем и назначает встречу, обговорив два момента: сам он приехать не может, приедет друг, а деньги он готов получить на банковскую карту. Настоящему же продавцу «прокладка» говорит, что покупать машину приедет его представитель, который и подпишет все документы, а он сам переведет деньги на карту. В итоге в момент подписания договора купли-продажи деньги зачисляются на карту афериста, который с ними и исчезает.

Как говорят эксперты, опрошенные «Известиями», вариантов обмана водителей всегда было много: они рассчитаны на тех людей, которые не обладают выдержкой, а также не знают элементарных основ законодательства. Впрочем, в 2023 году в арсенале автоподставщиков появились и совершенно новые приемы.

— Конечно, применение аферистами стояночного тормоза — это однозначно новинка и тренд, — говорит юрист Юрий Капштык. — Но тут стоит помнить, что большинство иномарок сегодня оснащено автоматическими коробками передач и стояночный тормоз у них включается по-разному.

Существует ряд признаков, которые указывают на то, что водитель попал не в обычное ДТП, а стал жертвой автоподставщиков. К ним относят наличие у второй стороны аварии дорогой иномарки, подчеркнуто уверенное и нагловатое поведение, а также браваду про связи и будущие проблемы у жертвы.

Аферисты обычно неоднократно упоминают, что у них нет времени на протоколы, настойчиво склоняют водителя к расчету здесь и сейчас — вплоть до расписки с обещанием отдать деньги в ближайшее время, а также упорно отказываются заполнять европротокол.

В целом автоподстав на российских дорогах постепенно становится меньше — злоумышленникам всё сложнее не попасть в объективы дорожных камер, водительских регистраторов или обычных устройств наружного наблюдения, число которых растет год от года. Кроме того, увеличивается и информированность водителей, которые в случае аварий отказываются решать проблемы на месте и требуют от вторых участников обращаться в ГИБДД и страховые компании.

Что касается наиболее опасных участков дорог в плане автоподстав, то к ним относятся места с круговым движением или ограничением движения, где мало камер наблюдения. Кроме того — хоть и реже, чем раньше, — встречаются схемы на парковках магазинов: автоподставщики используют легенду, что человек якобы повредил их машину тележкой с продуктами, а потом скрылся с места этого ДТП.

Чтобы защититься от схем автоподставщиков на дорогах или, по крайней мере, снизить их риск, советуется в первую очередь обзавестись средствами видеофиксации. Желательно установить регистратор, который будет отслеживать движение автомобиля в трех точках (спереди, сзади, а также действия в салоне).

При возникновении проблемной ситуации на дороге водителю стоит отдавать приоритет оформлению ДТП с участием сотрудников ГИБДД, как бы долго это ни происходило. Сам факт звонка в ГИБДД может существенно остудить пыл автоподставщиков — вероятно, что они просто ретируются.

Впрочем, и прибывшего на место аварии сотрудника ГИБДД также можно проверить, потребовав у него служебное удостоверение и позвонив в дежурную часть с уточнением сведений об инспекторе. Явный признак того, что нужно привлекать внимание окружающих и звонить в полицию — это моральное и физическое давление от других участников ДТП.

Паника или сильное эмоциональное волнение точно не играют на руку водителю: из-за этого при встрече с автоподставщиками можно не просто совершить ошибки, но даже стать соучастником преступления. Дело в том, что дорожные мошенники порой предлагают жертве сфальсифицировать некоторые данные о ДТП, чтобы получить выплаты со страховой — к примеру, неверно указать место ДТП, его дату и другие данные. Соглашаться на такое нельзя ни в коем случае: эти действия могут повлечь за собой очень серьезную ответственность по закону.

Что касается обмана через интернет и SMS-рассылки, то тут можно посоветовать подписаться на госпочту в «Госуслугах», а также проверять штрафы, переходя на сайты «Автодора» или ГИБДД с «Госуслуг», а не через другие источники.

Источник

 

Комментарии0