Пандемия мошенничества

Недавно только за одни сутки у жителей Волгоградской области мошенники путем обзвона по телефону похитили почти 2 миллиона рублей.

Среди несчастных 54-летний водитель из Котовского района, который потерял 132 тысячи рублей, и 44-летний сварщик — более 5 тысяч рублей.

В марте этого года котовчанка «подарила» мошенникам почти 600 тысяч рублей! Причем самолично многократно частями раскидала эту сумму на указанные мошенниками реквизиты.

При беседе с такими пострадавшими слышишь одно и то же: «Я был как под гипнозом». Хотя возможность применения гипноза никто не отрицает, думается, здесь есть другие объективные причины, почему нас так легко разводят мошенники.

Выполнять команды чужого человека да еще и по телефону может человек, которым командовали с самого детства, не давали принимать самостоятельных решений. Это дети, которых родители держали в ежовых рукавицах. Неправильное воспитание очень дорого обходится. Иногда дело на грани психических расстройств. Мошенники, кстати, очень тонкие психологи и легко выявляют безвольных лиц.

Еще один фактор, который формирует тип безвольных людей — сама система, когда население десятилетиями запугивается и унижается. Так было, например, при Сталине. Эта же психология наблюдается у детей, родившихся у поколения времен Сталина, т.е. у нынешнего среднего возраста (современная молодежь редко становится жертвой мошенников). У пожилых и средневозрастных почти на генетическом уровне — страх перед начальством. Поэтому любой, кто позвонит им уверенным «голосом начальника» и потребует выполнить какие-то действия, они, скорее всего, их выполнят. Не задавая вопросов, кто и почему от них это требует.

Также в России есть прослойка совестливых пожилых людей, которые боятся обидеть других, очень обязательные и исполнительные, советского типа. И эти, казалось бы, хорошие черты, делают пожилого человека заложником, когда с ними общается мошенник. Они им попросту верят и не хотят обидеть.

Еще фактор: государство не поставило настоящий заслон этому явлению, нет настоящей системы и программы обучения населения тому, как вести себя с мошенниками. В некоторых случаях официальные структуры покрывают или смотрят сквозь пальцы на эту «пандемию мошенничества».

Выход один: нам самим надо обучать себя и других способам защиты от мошенников. Надо научиться задавать вопросы подозрительным незнакомцам по телефону:

Вы кто? Откуда у вас мои данные? Почему я должна вам верить? Разве сотрудники банка делают такие звонки? Почему я должна называть вам эти цифры? Не хотите пойти лесом?

Комментарии0