Путешествия

Музыка из открытого окна

О Кисловодске, жемчужине Кавказа, писали великие. Пушкин: «Великолепные картины! Престолы вечных снегов, очам казались их вершины недвижной цепью облаков… Эльбрус огромный, величавый, белел на небе голубом». Лермонтов: «Шуми обильный, здравье льющий, студеный, жгучий, искробьющий, алмазный ключ Кавказских гор!». Столыпин: «Там наподобие шампанского вина кипит ключ кислых вод…» Писали о нем также Чехов, Глинка, Толстой, Шаляпин, Куинджи, Ярошенко.

Спустя столетия об этом дивном городе хочу рассказать и я – я, бывая на минеральных водах, непременно посещаю Кисловодск.

Город солнца

«Раем Кавказа» назвал Кисловодск великий композитор Балакирев. И не случайно. Ведь расположен город в долине, окруженной со всех сторон горными хребтами: Кабарадинским, Джинальским и Боргустанским, отчего Кисловодск – солнечный и сияющий, будто праздник. От его красоты все время хочется петь, и для этой песни не так уж важны слова – хватает музыки, идущей от сердца.

Но не только красотой и теплым климатом привлекает Кисловодск к себе многочисленных гостей, но и целебными водами, которыми можно излечить все-все: от сердца до суставов. В треугольнике между реками Березовкой и Ольховкой, стоит нынче Нарзанная галерея, выполненная в готическом стиле. Доступ в нее возможен трижды в день: утром, в обед и к вечеру, зато воду – теплую и холодную на выбор – можно пить без ограничения и совершенно бесплатно.

По одну сторону от галереи расположены Главные нарзанные ванны, а по другую лежит Курортный парк. В нем прекрасно себя чувствуют сосна, дуб, ель, тополь, пихта, береза, кедр, а уже в их ветвях совершенно ручные белки и пугливые дрозды и сойки.

«Как сладкую песню… люблю Кавказ»

В именем Михаила Лермонтова в Кисловодске связано многое.

По пути к парку находится Лермонтовская площадка, которая очень любима приезжим людом – на ее фоне охотно фотографируется и стар, и млад. Ниже плиты с барельефом поэта располагается грот, в темноте которого «сидит» Демон. Он далеко не прекрасен, как на полотнах Врубеля, он даже страшен, но посмотреть на него и испугаться приходит каждый.

Кроме Лермонтовской площадки, есть Лермонтовская скала и Лермонтовский водопад. Предположительно именно эта скала стала местом дули Печорина и Грушницкого из повести «Княжна Мэри». Читаем: «Узкая тропинка вела между кустами на крутизну; обломки скал составляли шаткие ступени этой природной лестницы; цепляясь за кусты, мы стали карабкаться». По пути к Лермонтовской скале можно полюбоваться и водопадом на реке Ольховке, высота которого составляет около 3-х метров. считается, что именно его поэт описывает в «Княжне Мэри» как место, где Печорин поил своего коня после прогулки к горе Кольцо. К горе Кольцо отправляется со своими друзьями княжна Мэри. Об этом сделана запись в дневнике Печорина: « Многочисленная кавалькада отправилась туда посмотреть на закат солнца сквозь каменное окошко…»

Чтобы плакали звезды

Помимо дивных природных памятников, Кисловодск богат памятниками архитектуры. Это и колоннада, устроенная над Ольховкой, и здание Государственной филармонии, и музей-усадьба художника Ярошенко, и Зеркальный пруд, и дача-музей Шаляпина.

Шаляпинская дача, куда так любил приезжать певец, укрытая тенью вековых сосен, напоминает терем с причудливыми башенками.

В доме, где в зале стоит рояль, на стене висит неоконченный портрет Шаляпина. У входа – камин, в центре гостиной – круглый стол, покрытый и списанной скатертью – здесь оставляют автографы именитые посетители музея.

Сейчас, едва входишь в музей, слышатся романсы в исполнении певца. Вообще в Кисловодске на сцене Курзала (сейчас это Госфилармония) он пел в таких операх, как «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Русала», «Иван Сусанин». Часто выступал и с концертами – особенно любил исполнять романсы на стихи Лермонтова.

Однажды Федор Шаляпин сказал Максиму Горькому: «Тебе хорошо, умрешь – от тебя книги останутся. А от меня что останется? Газетные сплетни – скандалист, стяжатель? Иногда я в себе такое чувствую – что подняться бы мне на какой-то твердый предмет… вроде Луны. И запеть бы оттуда на всю Вселенную, да так, чтобы звезды плакали».

Нет, не прав оказался великий Шаляпин, считая свой голос обреченным на забвение – до сих пор из приоткрытых окон Кисловодска доносится его могучий бас. Который тоже является визитной карточкой города-курорта. И от него выступают слезы восхищения.

Зоя Соколова

 

На фото: дача-музей Шаляпина

Комментарии0