Нас встречали по одежке

Когда я смотрю на детей, идущих в детский сад ли, в школу ли, на прогулку ли – умиляюсь. Потому что в своих разноцветных и модных комбинезонах, куртках и пальто – не поймешь, где девочка, где мальчик – они похожи на яркие цветы. И такими «цветами» они ходят целый день!

Более полувека тому назад о детской моде разве кто думал?! Да и парикмахерские услуги для нас были без затей: мальчиков стригли под машинку, оставляя чубчик, а всем девочкам, независимо от густоты волос, плели косы – стрижки пришли позже. И одевали нас по-другому.

В пору моего детства для нас существовала одежда «на выход» — чистая и опрятная висела она на плечиках или, на худой конец, на спинке стула. Для уличных забав одежда была попроще: с возможными штопками и латками – игры в казаки-разбойники и прятки корректировали наш внешний вид. Однако мама не ругала за вырванный клок из старенького платья или шароваров – ремонтировала да и обшивала нас, детей, она сама.

Ручная швейная машинка «Подольск» до сих пор стоит в моем доме. Она хорошо помнит, как вечерами и даже ночами мама строчила для нас: трусы из ситца, мальчиковые рубашки из штапеля, спортивные шаровары из сатина и даже настоящие брюки для братьев из какой-то взрослой ткани. Для меня шились на зиму фланелевые платья веселой расцветки с воротником – стоечкой и длинным рукавом, а на лето – простые сарафаны, состоящие из юбки-«полусолнца», лифа и двух лямок. На ногах были сандалии. Если они долго не рвались, а нога росла – для большого пальца ноги вырезалось отверстие.В холодное время нас одевали так, что похожи мы были на капусту.

После трусов-маек шли простые чулки на широких резинках (у детсадовских ребятишек в большинстве своем были байковые немарких тонов лифчики на пуговицах, с резинками внизу и креплениями для чулок); голубые и розовые панталоны, штаны с начесом, носки, валенки. Надевалось платье, теплая вязаная кофточка или «верх» от штанов, чаще темно-бордового цвета. На голову повязывали светлый ситцевый платок и сверху надевали цигейковую шапку. Пальто, купленное на вырост, с варежками на резинке (чтобы не потерялись!), провздетой через вешалку, почти завершало наряд. Последним штрихом было повязывание шарфа концами назад. Не помню, как чувствовали себя родители, наряжавшие свое чадо, а вот само чадо было взмокшим.

Цигейковые шубки, все больше черного цвета, были большой редкостью и их передавали от старших – младшим. Как передавали по наследству и пальто, а потом их даже перелицовывали – это надо распороть пальто и заново его собрать только изнаночной стороной наверх – и снова носили. Я, помнится, носила пальто на ватине синее с белыми пробежками ниток, доставшееся от двоюродной сестры из Дубовки. Когда нитки стали махриться, мы с мамой их просто выдернули и получилось строгое однотонное пальто, которое потом сгодилось девочке-соседке с совсем бедными родителями.

Когда мы, девочки, подросли и смогли шить себе сами, научившись этому на уроках домоводства, стали мастерить не только халаты и фартуки, но и юбки-«спирали» по вкладышам из журнала «Работница». И даже брюки. Сначала шили «клеши» по 40 сантиметров, чтоб, как говорила мама, мести ими дорогу от улицы Политотдела до клуба «Нефтяник». А потом и брюки – «колокола». Их самостоятельно шила каждая уважающая себя девочка, даже если у нее не было машинки – на руках. Нет, я не скажу, что ничего стоящего в магазинах не было – было! Но в ближайшем универмаге, где сейчас находится райповская пекарня, хорошие товары предлагались либо работникам РайПО, либо колхозникам, либо за сданные тыквенные семечки. Я и сейчас помню, как висело на вешалке вожделенное пончо…

Так я и уехала в студенчество в самошитых «колоколах» и в полосатой штапельной рубашке, приталенной до упора, пошитой тоже самостоятельно. Сначала на нас с подругой (мы были одеты абсолютно одинаково) однокурсники –харьковчане смотрели со снисходительной улыбкой. Но мы по приезду сделали модные стрижки типа «сассун», нарядились с прилавков большого города (хотя брюки так и шили самостоятельно), немного обтесались. Настолько, что расставались с однокурсниками, будучи оцененными по достоинству. Ведь встречают всегда по одежке, провожают-то по уму!

Зоя Соколова

Фото из личного архива автора: 1961 и 1977 годы

Комментарии0