Добрый след

В апреле 2019 года на  территории Центрального городского парка была заложена аллея в честь учителей. Педагогами и учащимися высажены 54 деревца акации, ясеня, клена, которые были безвозмездно переданы лесхозом. но прежде в школах ученикам было дано задание написать очерк или эссе на тему «Мой учитель», «Мой воспитатель», «Не стареют душой ветераны», «Память бережно храню». На основании этих повествований стали известны имена учителей любимых и заслуженных — именно они увековечены в деревьях, которые с любовью обихаживают педагоги.

Как сказала ветеран педагогического труда, бывший учитель начальных классов школы № 3 Галина Сергеевна Радченко, третью школу на Аллее педагогической славы представляют А.Н.Брёхов, учитель физической культуры и Л.М.Данилова, учитель русского языка и литературы.

Галина Сергеевна поделилась также воспоминаниями разных лет ее коллег и учеников и представила фотографию 40-летней давности, глядя на которую, хочется рассказать не только о наших героях, но и о других учителях, оставивших добрый след в сердцах своих учеников.

Лидия Михайловна Данилова (на снимке — пятая справа в среднем ряду).

У Лидии Михайловны удивительный дар — растить педагога. После посещения уроков начинающего учителя она все разложит «по полочкам», проведет глубокий анализ урока, тактично поправит неудавшиеся моменты, напомнит о методических приемах, укажет на применение современных педагогических технологий, вселит уверенность. Лидия Михайловна умеет вдохновить, окрылить, поддержать — и так идти только вперед!

А еще она — блистательный учитель: более 30-ти лет преподавала уроки русского языка и литературы. Учащиеся запомнили ее уроки, которые проходили на одном дыхании, и благодаря которым немало учеников выбрали свою стезю — преподавать в школе.

Лидия Михайловна умеет все: составлять расписания, посещать уроки, контролировать успеваемость, готовиться к педсоветам, заполнять всякие отчеты, говорить по душам, поддерживать родителей и коллег умными советами. Поистине, она похожа на солнце, раздающее свои теплые лучи всем людям.

(Г.С. Радченко, коллега)

Александр Николаевич Брёхов (на снимке — третий справа в верхнем ряду).

Семья моего учителя приехала в Котово в конце 50-х и поселилась в бараке близ ФЗО, в котором Александр Николаевич, перворазрядник по лыжам и легкой атлетике, преподавал физкультуру. Потом была третья школа, где Александр Николаевич вел свой предмет и не помышлял считать его второстепенным после математики, физики, химии, литературы.

Его уроки физической культуры отмечались четкостью поставленных задач и требованием к исполнению. Никаких поблажек Александр Николаевич не признавал. Если бывал недоволен нашей небрежностью в поведении, то сухо говорил: «Всем «гусиным шагом» три круга по залу!» Ходили мы и строевым, и гусиным, висели на брусьях, карабкались на канат, нарезали круги по залу, прыгали через «коня» и «козла».

Чего не терпел учитель, так это неряшливости, неаккуратности. «В спортзале должна быть идеальная чистота», спортивная форма — аккуратной, ученик — опрятным, » — говорил Александр Николаевич, и мы перед уроками натирали кеды зубным порошком для придания им белизны и свежести. Сам учитель показывал пример своей осанкой и культурой поведения.

Он был очень внимательным к задаткам учеников: с его легкой руки ребята и девочки целыми классами занимались в спортивной школе. Так, выпуск 1977 года был просто «золотым»: Тамара Буянова, Тамара Овчарова, Ольга Кренцер, Наташа Марченко, Таня Шапошникова — все титулованные бегуньи, а Оля Кренцер вообще стала олимпийской чемпионкой в Сеуле. Это Александр Николаевич разглядел ее талант.

У Александра Николаевича была очень хорошая память, и он никогда не ошибался, окликая на улице. Улыбались и мы, радуясь встрече.

(Зоя Муравьева, ученица)

Александра Сергеевна Воронина (на снимке — третья слева в среднем ряду).

Александра Сергеевна преподавала у нас русский язык и литературу. Это был грамотный учитель, влюбленный в свой предмет. На уроках она настолько интересно рассказывала, что мы заслушивались и не хотели слышать звонка на перемену.

До сих пор я помню ее уроки русского языка, как методично и терпеливо она учила нас писать сочинение. Поэтому я, взяв на экзамене самую сложную тему (я помню ее и сейчас: «Тема Родины в современной советской поэзии»), получила самую высшую оценку.

Не всем ребятам этот предмет был по силам, но в умелых руках учителя любая преграда становится преодолимой. Александра Сергеевна умела объяснить так, что самый сложный материал становился понятным.

Кроме того, Александра Сергеевна была нашим классным руководителем, другом, советчиком, Скромно одетая, простоволосая, строгая, добрая, заботливая, она была для нас второй мамой.

Класс был большим — 42 человека. Как же непросто ей было с нами! Но все благополучно окончили школу, и 24 человека получили высшее образование. Я думаю, что это отличный показатель работы учителей нашей школы, в том числе и нашего любимого классного руководителя.

По семейным обстоятельствам Александра Сергеевна уехала  жить в другой город, а мы разлетелись по разным городам и даже странам. Связь с ней была утеряна. А как хотелось увидеться с дорогим учителем! Поговорить с ней вспомнить и даже вместе помолчать.

(Валя Поцелуева, ученица)

Валентина Демьяновна Корниенко (на фото ее нет, но она всю свою педагогическую жизнь провела в третьей школе).

Если задать вопрос выпускникам школы №3, кто был вашим любимым учителем, то ответ у многих будет такой: «Мой любимый учитель — Валентина Демьяновна Корниенко»

В нашем классе этот удивительный педагог преподавала математику и информатику. Наверное, не каждому повезло изучать новые предметы на одном дыхании. Нашему классу удалось!

Уроки Валентины Демьяновны всегда отличались высокой плотностью, строгой дисциплиной, кропотливой работой над каждой трудной задачей. И мы всегда знали, если что-то непонятно, она всегда поможет, но в то же время и спросит по всей строгости! Ее душевная тонкость, умение доброй шуткой снять напряжение во время урока, помогали преодолевать трудности. И мы ценили учителя за профессионализм, справедливость, внимательное отношение к каждому из нас.

Вспоминаю, был период, когда долгое время уроки математики замещал другой педагог. Такой же опытный и, наверное, замечательный. Но нам не хватало голоса и манеры преподавания именно Валентины Демьяновны!

Бытует мнение, что математики — «сухари», что ничего не замечают вокруг, кроме своих цифр. Но это не про Валентину Демьяновну. С ней всегда было интересно: и на уроках, и после. И самое главное, нам было с ней просто, мы общались без напряжения и всегда чувствовали ее заинтересованность и переживание за нашу неудачу и искреннюю радость нашим победам.

(Марина Дронина, ученица)

Александра Елисеевна Керина (на фото — вторая слева в верхнем ряду).

— В 1954 году я закончила Руднянской педучилище. Пришел запрос — 30 молодых специалистов направить в Магаданскую область. Пока оформляли документы, готовились к отъезду, желающих поубавилось. И когда поезд был готов к отправке, в вагоне нас оказалось всего 13. Ехали до Москвы. В Министерстве образования встретили радушно. Всем выдали подъемные, купили билеты. Один из вагонов был занять молодыми специалистами — педагогами из разных педучилищ России. Целую неделю были в пути! Весело! Наконец приехали на станцию недалеко от Владивостоки, потом в порт Находка.

Тут нас ждала неприятность. В день приезда пароход уже отчалил в Магадан, и ждать его нужно было 7-8 дней. За время ожидания у нас закончились деньги, не на что купить билет Что делать? Нашлась находчивая девушка, которая предложила собрать вещи, продать на базаре и на вырученные деньги приобрести билеты на пароход. Так и сделали. Неделю плыли в Магадан. На всю жизнь запомнилась такая картина: пароход заходит в бухту, тихо, море спокойное, и медленно выплывает солнце. Красиво!

В Магадане нас перераспределили. Я попала в Анадырский район. Туда летела на самолете уже я одна изо всех молодых специалистов. В селе Снежном меня встретили два учителя — я была третьей. Мне дали время осмотреться — тут я дала волю своим чувствам. Стоят четыре барака и больше ничего! Вспоминалась Рудня, беззаботные студенческие годы, всё хорошее. Я в слезы…

Первый год работала воспитателем, следующие 7 лет — учителем. Там встретила свою любовь, родила двоих дочерей. Но из-за болезни детей вернулась на Землю. Тут появилась третья девочка. Я стала работать в начальной, так называемой «красной» школе. После ее закрытия трудилась до самой пенсии в школе №3.

Я так любила свое дело! Лучше работы я не знала!

(из личных воспоминаний)

Подготовила Зоя Соколова

 

Комментарии0