Где зацветают лотосы
Предисловие
Желание посмотреть, как цветет лотос, возникло не само по себе, а под воздействием рассказа приятельницы: «…вплываешь на лодке в поле лотосов, а они пружинят, отодвигаются – дают тебе дорогу. Как разумные живые существа».
Несколько дней тому назад и мне выпало счастье увидеть это чудо.
Дельта Волги
Издалека долго текут реки и речушки, стремясь к большой воде – к Каспийскому морю. Волга здесь, разделяясь на рукава, не глубокая, но стремительная. Она пахнет чистотой и живой рыбой. Погрузившись в лодки под руководством егеря и нарядившись в спасательные жилеты, мы отправились в путь.
Путь был достаточно долгим: на моторной не быстрой лодке к лотосам плыли километров двадцать. У берегов ловили рыбу и лягушек цапли. Они с ленцой поднимались в воздух и зависали, неспешно перебирая крыльями, желая одного: чтобы мы поскорее убрались восвояси.
Места в дельте заповедные и почти не тронутые человеком. Они лесистые и травянистые. Вдоль берегов растет камыш метров шести-семи в высоту. У его изножья цветут желтые кубышки. Они тоже не пуганные: торчат из воды сантиметров на двадцать и, будто россыпь маленьких солнышек радуют глаз.
Поворот к затону и восхищенное полушепотом «А-ах!»: впереди огромное поле розовых лотосов.
Паразиты
Лотос – растение удивительное. Листья у него интересные: одни лежат на поверхности воды, другие поднимаются высоко над водой. Они большие, похожие на шляпы, диаметром около метра.
Тут же, над поверхностью воды и густо-розовые бутоны, и цветы разной окраски от слабо розовых до густо-красных, и коробочки отцветших лотосов, очень похожие на разбрызгиватель детской лейки. В коробочке-то и зреют семена-орешки, чтобы осенью просыпаться в воду, а весной проснуться дивным цветком.
«Паразиты, — про лотосы сказал егерь, — они быстро распространяются и выживают с площадей камыш». «Что такого? – мысленно спросила я,- они хотят жить среди себе похожих…»
Рвать лотосы нельзя – это наказуется штрафом в 2500 рублей, но егерь сам сорвал несколько цветков, чтобы каждый из нас смог сфотографироваться с этой красотой.
Вдоволь наудивлявшись и перецеловав все цветы лотосов, до которых можно было дотянуться, мы отправились в обратный путь. Оглянулись: лотосы смыкались, отряхивались и прихорашивались.
Русалки
Все так же нехотя поднимались в воздух дремавшие на воде бакланы и задумавшиеся серые цапли. Так же парил орел и почти касались реки острыми крылышками черно-белые чайки. Но новое чудо ожидало нас впереди: поля белых лилий.
Цветок этот, знакомый практически каждому, на самом деле замечательный. Если бы мы приехали ранним утром, мы могли бы наблюдать необыкновенную картину – появление цветов из воды, они ведь там ночуют! Бутоны всплывают перед самым восходом солнца, а раскрываются, едва солнечные лучи коснутся поверхности воды. Когда солнце заходит, цветы лилий закрываются и бутоны пускаются в воду. До следующего дня.
Когда-то существовало такое поверье: лилии ночью опускаются под воду и превращаются в прекрасных русалок, а с появлением солнца русалки вновь превращаются в цветы. Может, поэтому ботаники и дали название белой лилии – нимфея.
Нынешнее утро было солнечным и многие десятки метров водной глади были покрыты белыми звездочками лилий. И хотя лодка шла уже на веслах, и мы плыли, затаив дыхание, все-таки вспугнули птиц: белым фейерверком они поднялись, то взмывая, то опускаясь, — красота!
Здесь хочется сказать, что любоваться чудом лучше одному, тогда все принадлежит тебе, ты с этим разговариваешь, задумываешься и уносишься душой. Или быть рядом с близким по духу человеком. Мне повезло: я была с подругой. И мы одновременно молчали, вздыхали, восклицали и ахали.
Астрахань
Побывали мы и в Астрахани. На набережной под бравурную музыку несостоявшегося из-за эпидемии парада военно-морских кораблей. У Триумфальной арки с совершенно необыкновенным фонтаном, водные струи которого вырываются прямо из-под ног. В Кремле с вековыми деревьями и многовековыми храмами. Около трогательной скульптуры «Многодетная семья», стоявшей на берегу Лебединого озера, которое, правда, сейчас без лебедей: водоем очищают от водорослей и всякого хлама. Побывали и на рыбном рынке, где все дорого, но очень весело от сопроводительных записок при ценниках.
Город показался красивым, стильным, ухоженным, ярким. Там, к слову, не обрезают деревья, превращая их в бревна. Они в Астрахани зеленые, высокие и от природы взлохмаченные.
У пристани по нескольку дней стоят трехпалубные пароходы и жизнерадостные туристы толпой по одиночке снуют по городу, влюбляясь в него.
Полюбила и я эти места. С отдаленным запахом от целлюлозно-картонного комбината. С местечковым говором, где помидор называют помидорой и нещадно путают ударения. С заповедными местами, где в июле зацветают лотосы.
Зоя Соколова