Больше, чем работа
— Врач должен обладать богатейшим объемом знаний, быть сострадательным и быстро принимать решения, — говорит доктор детской поликлиники Татьяна Васильевна. И я верю, потому что за ее спиной 36 лет безупречной службы в медицине, 5 из которых она занимала должность заведующей детской поликлиникой; одна-единственная запись в трудовой книжке: «Принята в Котовскую ЦРБ»; награда за многолетний и добросовестный труд — Грамота министерства здравоохранения РФ, и очень известная фамилия — Шапошникова.
Врачей Шапошниковых в нашем городе двое: Татьяна Васильевна и ее брат Михаил Васильевич. Педиатр и хирург. Врач высшей категории и кандидат медицинских наук (он — тоже врач высшей категории).
Дальше, по закону жанра, хочется услышать, что Татьяна и Михаил с детства бредили медициной и понарошку лечили своих сверстников и ребят помладше. Ничего такого в действительности не было. Да и времени на забавы почти не было. Мама, Таисия Алексеевна, ветеринарный фельдшер, после смерти мужа поднимала детей одна, и всем им, троим, приходилось туговато. Для того, чтобы выжить, вели немалое хозяйство и обрабатывали большущий огород.
— Маме стало полегче, только после того, как она нас с братом выучила, — рассказывает Татьяна Васильевна. — Ее небольшая пенсия распределялась на троих. И здесь большим подспорьем был двор. И самой маме, и нам с братом банки с закруткой очень пригождались.
Татьяна сразу после окончания школы №3 в вуз не поступила — в Волгоградский мединститут был самый высокий в городе конкурс. А ей был нужен только медицинский! Она вернулась, серьезно подготовилась и, заручившись целевым направлением — оно давало плюсом один балл, но обязывало вернуться после окончания учебы, поступила-таки, набрав заветные 22 балла.
— Учиться было трудно — химия, биология, анатомия, латынь, но интересно, — рассказывает Татьяна Васильевна. — Едва я закончила первый курс, брату пришло время выбирать профессию. И я сагитировала его в мединститут — он поступил с первой попытки. Учиться вместе стало легче — все-таки родная душа рядом. Мы с братом очень дружны — этому нас научила мама. И теперь, когда ее не стало, ближе нас с Михаилом никого нет.
Татьяна и Михаил стали детскими врачами. И если Татьяна остановилась на детской поликлинике в Котово, то Михаил после окончания вуза работал хирургом в Камышинской детской больнице, потом в Котовской, где был заведующим хирургическим отделением. Затем, поступив в аспирантуру в Москве и окончив ее, так и остался в столице.
— Приезжал он часто, — делится Татьяна Васильевна, — чтобы вдохнуть запах родного дома и побыть в тишине, но никогда не обижался на маму, когда она то и дело приводила знакомых старушек: «Миша, посмотри!» И Миша смотрел и помогал грамотными рекомендациями.
— Работать в медицине, да еще с детьми — это сложно? — спрашиваю у Татьяны Васильевны.
— Медицина — это больше, чем работа, — отвечает она. — Это бессонные ночи, это постоянная мобильность и готовность прийти на помощь. Это большая ответственность. Это даже невозможность быстро поставить диагноз: ребенок ведь не может выразить, где и как у него болит. Ты здесь становишься психологом, чтобы его разговорить. И опираешься на данные клинических исследований и на наблюдения родителей. Случается, организм ребенка не откликается на одни медицинские препараты — пробуем другие. Получается. А в случае необходимости направляем на консультацию в областной центр.
— В чем находите радость и утешение, если что-то не ладится или складывается не так, как хотелось бы? — интересуюсь я.
— Силы свои черпаю в общении с родными людьми, — говорит она. — С братом и его семьей и с дочерью Ириной. Она — замечательный человек. Моя Ирина — большая умница: имея серьезное образование, она все время учится и повышает свою квалификацию. В прошлом году училась в Лондоне. Я горжусь ею!
А еще после рабочего дня я спешу в свой сад. Где все посажено мамиными и моими руками. Где есть место и плодовым деревьям, и кустарникам, и цветам. Где отдыхает душа и яснеет разум.
На фото: брат и сестра Шапошниковы, 1981 год