Ровно 100 лет назад!
В 1919—1920 годах (18 месяцев) во всём мире испанским гриппом было заражено около 550 миллионов человек, или 29,5 % тогдашнего населения планеты. Число умерших оценивают от 17 млн до 50—100 млн человек или 0,9—5,3 % населения Земли, что позволяет считать эту эпидемию одной из наиболее масштабных катастроф в истории человечества. Летальность среди заражённых составила 3—20 %.
Эпидемия началась в последние месяцы Первой мировой войны и быстро обошла этот крупнейший на тот момент вооружённый конфликт по масштабу жертв. Испа́нский грипп или «испа́нка» был, вероятней всего, самой массовой пандемией гриппа за всю историю человечества как по числу заразившихся, так и по числу умерших.
Симптомы болезни: синий цвет лица — цианоз, пневмония, кровавый кашель. На более поздних стадиях болезни вирус вызывал внутрилёгочное кровотечение, в результате которого больной захлёбывался собственной кровью. Но в основном болезнь проходила без каких-либо симптомов.
Наиболее вероятно, что основной причиной высокой смертности стала особенность этого штамма вируса, приводившую к быстрому разрушению воспалённых тканей лёгких и заполнению последних жидкостью, что также объясняет молниеносность и крайне высокую летальность заболевания именно среди молодых больных с крепким и развитым иммунитетом.
За первые 25 недель грипп унёс жизни 25 миллионов человек. Массовое перемещение войск стран-участниц Первой мировой войны привело к ускорению распространения гриппа. Вымирали целые деревни. Были города, где не осталось ни одного здорового врача. В Кейптауне машинист поезда заявил о смерти 6 пассажиров на участке всего в 5 км. В Барселоне ежедневно умирали 1200 человек. В Австралии врач насчитал за один час на одной только улице 26 похоронных процессий. Даже могильщиков не оставалось для того, чтобы похоронить умерших: выкапывали массовые могилы, используя при этом паровой экскаватор, людей хоронили десятками без гроба и отпеваний.
В России испанка проявила себя иначе, чем в других странах. Испанский грипп распространялся в РСФСР крайне неравномерно. Абсолютным российским рекордсменом как по общему числу больных, так и в пропорции на душу населения стала Владимирская губерния, где зимой 1918-1919 года было зарегистрировано почти 90 тысяч больных. В пятерку лидеров входили также Вятская, Смоленская, Тамбовская и Орловская губернии. Московскую губернию пандемия практически не захватила. Зимой в столице и окрестностях зарегистрировали лишь чуть более 30 тысяч случаев болезни. Учитывая все население — менее 10 случаев на тысячу человек. Во Владимирской, Псковской и Смоленской губерниях эти пропорции были выше в 3-5 раз.
На этом фоне совсем неплохо выглядел Петроград. Эпидемия фактически миновала его — лишь 13,5 тысяч заболевших за зиму. Это один из самых низких показателей во всей РСФСР наряду с Олонецкой губернией. Но если последнюю можно заподозрить в том, что значительная часть случаев испанки там просто не была зафиксирована из-за нехватки врачей и огромных расстояний между населенными пунктами, то в Петрограде ситуация была совсем иной. Вплоть до начала 1918 года он был столицей страны, там была весьма развитая медицинская система, и на нехватку врачей жаловаться не приходилось.
Главное военно-санитарное управление РККА с 1918 года вело статистику по инфекционным болезням в армии. В 1919 году на пике пандемии испанки в РККА насчитывалось 587 тысяч заболевших, из которых умерло 73,8 тыс. При этом из 587 тысяч заболевших 525 тысяч пришлось на сыпной, возвратный и брюшной тифы. Остальные цифры — это заболевшие дизентерией, малярией, холерой и испанкой. По этим цифрам видно, что размах эпидемии был куда ниже, чем на фронтах Первой мировой во время первой волны.
Источники: Википедия и ruposters.ru