Солнышко в ненастье

О медсестре терапевтического отделения Ольге Александровне Лозовой хотелось рассказать давно. Но какие-то дела и заботы все отвлекали. Тут случился один визит в терапию за другим: заболела подруга. А там — Ольга. Доброжелательная, умелая  (системы ставит быстро, ловко и без осложнений), терпеливая и очень красивая. В книге отзывов, в которую я заглянула в ожидании окончания обхода, прямо так и написано: «Сестричка милосердия Олечка Лозовая — как цветок! — вошла в палату и принесла солнышко в ненастную погоду».

Но начну свой рассказ про Олю из далекого далека — с ее бабушки, Анны Николаевны, чья судьба повлияла на Олин выбор профессии.

Анна Николаевна родом из Белоруссии, из-под Рогачева. Ее, 16-летнюю девочку, маленькую росточком и худенькую, гитлеровцы не отправили в Германию, а заставили работать много и тяжело под охраной натасканных собак: вместе с другими подростками она валила лес и строила из него дорогу в направлении Москвы.

Когда Беларусь освободили наши войска, Аня пошла учиться на медицинские курсы и вскоре стала работать хирургической медсестрой в Пинском военном госпитале. Там в нее влюбился раненый боец Владимир Овчаров и, женившись, привез в родное ему Котово.

В Котово Анна Николаевна работала медсестрой в детском саду, который стоял раньше напротив третьей школы. Ее, улыбчивую и добрую, любили дети и, незлобивую и спокойную, — коллеги. Ее любили и соседи — знали, что Анна всегда придет на помощь: давление ли измерить, укол ли сделать.

Дети Анны Николаевны — Галина и Владимир — не пошли по ее стопам, зато внучки от Галины — все трое: Таня, Оля и Света стали медсестрами, окончив Камышинское медучилище. «Чтобы всем помогать как бабушка Аня», — говорит Ольга.

— Мы выросли в хорошей семье, — рассказывает Ольга Лозовая (в девичестве Греева), — где родители любили и уважали друг друга. Папа был всюду с нами: по лыжне он идет первым, а мы, трое девочек, следом. Или на рыбалку нас брал: на лодке посередине пруда сидим и ничего не боимся — папа рядом. И в шахматы с нами играл, и на коньках бегал. Мама же, управившись дома, ждала нас с пирожками и чаем. У нас было счастливое детство!

Учились мы в третьей школе. Первой в медицину пошла Таня — она поступила на фельдшерское отделение Камышинского медучилища. На следующий год поступила я — на отделение «Медицинская сестра». Жили мы в одной комнате. Это было и спокойно, и удобно. В начале 90-х с продуктами питания плохо было, а родители нам сумку соберут — мы с Таней готовили сами и никогда не голодали. Света поступила в наше училище, когда мы с Таней уже закончили.

Сначала вышла замуж Татьяна. У нее сейчас четыре хороших сына: Сергей, Александр, Дмитрий и Владислав. Живет она с семьей в Волгограде и работает фельдшером неотложной помощи.

У Светы тоже все хорошо: она работает фельдшером, и вместе с мужем они учат в педуниверситете дочь Юлиану.

Со мной же произошла история, которая еще больше укрепила мою любовь к семье и дала мне понять, что мой выбор профессии был правильным.

Замуж я вышла за военного и отправилась с ним в Приморский край. Там родилась у нас дочка Светочка, а я получила тяжелейшую родовую травму, приковавшую меня к постели. Мама и свекровь прилетели за мной и малышкой и где на носилках, где на руках привезли меня в мой родительский дом. Два месяца я находилась в подвешенном состоянии, касаясь своего гамака затылком, лопатками и пятками. Каждое утро на первом автобусе приезжала к нам бабушка Аня, родители уходили на работу, мы оставались. Бабушка подносила дочку мне  к груди, я кормила, а бабушка делала все, ухаживая за нами обеими. При необходимости папа носил меня на руках. И ни слова об усталости или тени недовольства — только слова поддержки и уверенность, что я поднимусь. И я поднялась.

Муж приехал, когда и дочка, и я уверенно стояли на ногах. Может, потому, что он не переживал с нами минуты отчаяния и счастья, не утирал нам слезы и не ловил наши улыбки, мы стали отдаляться друг от друга. Рождение второй дочери, Наташи, не спасло положения и не укрепило наш брак. Мы расстались. Наши дочери выросли со мной. Они — хорошие, добрые, умные. Света учится в педуниверситете на учителя биологии, а Наташа — в экономическом вузе.

Наша встреча с Ольгой Лозовой подошла к концу: Олю вызвал дежурный врач. А я почувствовала, что расставаться с ней мне жаль. И еще почувствовала, что рядом с Олей хочется быть светлее, чище, добрее и милосерднее. То есть лучше, чем есть на самом деле.

Как там о ней написал больной в своем посвящении?

Добра, красива, сдержанна, умна — такое редко в женщине бывает.

А в терапии есть сестра одна — она вот этим даром обладает.

Сейчас лишь ранний час, и вот она несет системы и шприцы с иглою:

Особая ей миссия дана: склоняться над больными, надо мною…

Фото вверху: 2020-й год, Ольга Лозовая, медицинская сестра, проработавшая в котовской медицине 25 лет.

Фото 2: 1944-й год, Пинский госпиталь, бабушка Ольги — Анна Николаевна — справа.

Комментарии1
ЕвГен
Вот на таких медсёстрах держится наша медицина!