Живая глина
Целых 13 лет в нашем городе работает творческая мастерская «Живая глина». И мы, наверное, к этому привыкли, раз не стоим в очереди, чтобы коснуться гончарного круга, как это происходит в Жирновске, Камышине, Калаче-на-Дону, Волгограде. Раз не ахаем от вида дивных свистулек, симпатичных котов, добрых слонов, держащих на своей спине целую Землю, как это случалось в Санкт-Петербурге.
Мой визит в гончарную мастерскую был неожиданным, а потому похожим на сказку. Ощущение сказки усиливал сладковатый запах, сосуд с замоченным материалом, непосредственно гончарный круг, мастера: Александр Лебедев и Наталья Филипенко в рабочих одеждах, испачканных синеватой глиной и ненавязчивая трансляция какой-то доброй сказки – долгой и с хорошим концом.
— Рождение гончарной мастерской пришлось на 2006 год, — рассказывает Наталья Олеговна Филиппенко, когда отдел по культуре участвовал в конкурсе, объявленном Благотворительным Фондом «ЛУКОЙЛа» в номинации «милосердие» и получил грант (этим занималась в то время Светлана Ивановна Гунько). На полученные деньги были приобретены муфельная печь и гончарный круг. Глина, большей частью завозимая из Перещепного (но есть и привозимая из Гжели), стала привлекать многих котовчан.
— Самые маленькие детки у нас – детсадовские, — тепло говорит Наталья Олеговна, — они все время куда-то бегут и кажется нет силы, чтобы их остановить. Но усядутся они за столы, разомнут глину (ее надо тщательно перемять!), слепят, что им задумалось (мальчики часто лепят солдатиков и всяческое оружие, а девочки – балерин), разгладят от сборок и морщинок и…Здесь я не сдерживаюсь и перебиваю: «А когда же с игрушкой можно играть, в свистульку дуть, а из кружки пить?»
— Потом мы глянцуем изделие, — продолжает Наталья, — сушим, проводим первоначальных обжиг при очень высокой температуре. Затем – самое трогательное: мы купаем свои изделия в парном молоке (магазинное никак не годится!) – так в нем забиваются мельчайшие поры. Это называется молочением. Потом помещаем в печь и обжигаем при температуре +300 0С. И ждем, как чуда. И удивляемся, потому что изделия всегда получаются разными. Если это сувенир – его расписываем цветами, птицами, фигурками и все это в веселом цвете. Сувенир готов. Если это посуда, то доводим работу до конца – то есть проводим черномощение (это обжиг в опилках без доступа кислорода), обварку в простокваше или ржаной муке.
— Как можно такие тонкости познать и запомнить? – изумляюсь я.
— Мы много учимся. Что-то берем из Интернета, из энциклопедий гончарного мастерства разных авторов. Встречаемся с коллегами, смотрим, познаем. Бываем на выставках: областных и Всероссийских. Таких, как «Краснотал», «Лазоревский цветок», «Живая старина», «Волшебная глина», «Диво дивное», «Осенняя ярмарка искусств». А в Санкт-Петербурге прошла наша персональная выставка. Она принесла нам невиданный успех – мы даже не были к нему готовы. Смущались.
Рассматривая всякую красоту и завидуя слушателям и зрителям, которым еще предстоит увидеть работы мастеров и услышать их голоса, почему задаю немножко нелепый вопрос:
— У вас есть мастерская, возможность заниматься творчеством, признание. Есть глина. Есть люди. Что здесь главное?
— Глина – она очень отзывчивая к людям, — отвечает Наталья. – Кто-то пришел на одно занятие и не пришел больше. Кто-то становится нашим другом навсегда. А для кого-то занятие с глиной становится делом все жизни: Света Павлова и еще одна девочка Оксана учатся в Волгоградском художественном училище, Дарина Полякова, хоть и учится в Котовском промышленно-экономическом техникуме, возможно продолжит учебу связанную с творчеством. Надя Сосновченко и Даша Сапожникова уже сейчас могут учить малышей работе на гончарном круге. Взрослые кружковцы нам уже не ученики, а собраться по творчеству. Они приходят, чтобы выразить в глине свои эмоции, свое настроение, свои чувства. И она, будучи живой, утешает, успокаивает и дарит Надежду.
Зоя Соколова.
P.S. Если у вас нет настроения, возьмите свистульку из настоящей глины и подуйте в нее. Вы обязательно улыбнетесь. Испытано на себе.