Отец, расскажи о себе

О сайте «Подвиг народа» я слышала давно. Правда, не очень ему доверяла — уж очень пафосно это звучит: «подвиг народа». Но, ведомая коллегой — журналистом российского исторического журнала «Родина», попросила подругу ввести имя отца.

Пока она это делала, я не находила себе места. Высвечивание на экране: «Муравьёв Иван Алексеевич, 1914 г.р., звание — гв. капитан, в РККА с 1942 года. Место призыва: Колпашевский РВК, Томская обл., № записи 39818674» — повергло меня в трепет. Это было как встреча с отцом!

В 60-х, я помню, отец ходил на работу (он был директором маслозавода) в военной, из габардина, гимнастерке, брюках-галифе, хромовых сапогах, начищенных им же до зеркального блеска бархоткой.

Многие тогда ходили в военной форме: то ли из-за небогатства, то ли потому, что гимнастерка стала привычной.

О войне в семье не говорили, хотя родители познакомились именно на войне. Ее хотели забыть. Даже награды не хранили — ими играли мои братья, как и соседские мальчишки — наградами своих отцов.

Хранились в доме, теперь я понимаю, бесценные свидетельства войны: отцов офицерский ремень, планшет для документов, портсигар с дарственной надписью, датированной 1943-м годом, хотя отец никогда не курил, и (не улыбайтесь!) том истории КПСС,

По своему недомыслию я мало спрашивала отца о военных годах. А сам он говорил еще меньше. И то по пустякам.

О карте мира, которую приобрел в 42-м и всегда носил с собой (карта мира всегда висела на стене его комнаты. Даже когда его не стало — продолжала висеть); о золотой рыбке в аквариуме, которую он подарил своей девушке, моей маме; о прекрасных лесах близ города Руланд, в которых водились олени. И лишь изредка называл имена, названия населенных пунктов, даты.

Это я теперь понимаю, что была обязана слушать не в пол-уха, а в оба, должна была записывать и запоминать, чтобы теперь не заходилось сердце от документов, в которых так хорошо отзывается об отце майор Бельский:

«Гв. капитан Муравьёв И.А. с сентября месяца 1944 г. работает на комендантской должности — с апреля 1945 г. является комендантом гор. Руланд. Все время своей работы грамотно и умело проводит в жизнь все приказы командования. На польской и германской территориях провел большую работу по выявлению фашистских организаций и их руководителей. Несмотря на то, что в Руланде было до 75 тыс. репатриированных, сумел навести в городе и его окрестностях порядок. За время службы показал себя инициативным, выдержанным, грамотным офицером. Быстро и грамотно ориентируется в служебных вопросах, вежлив, требователен к себе и подчиненным. За период Великой Отечественно войны был 3 раза ранен и 1 раз контужен.

Гв. капитан Муравьёв И.А. за свою службу в военной комендатуре и за полученные ранения и контузию достоин награждения орденом Отечественной войны I степени».

Потом отца найдут другие награды: орден Отечественной войны II степени за Курскую битву, медали «За освобождение Будапешта», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне. А потом… потом он станет стареньким и на мой вопрос: «Расскажи мне о себе, папанька….» будет доставать наградные документы, гладить их и утирать слезы.

 

Комментарии0