Отец и сын

Недавно, пересекая дорогу от строящегося дома, прямо ко мне направился молодой еще мужчина. Присмотрелась. Узнала. Смешалась от некоторой неловкости. Потому что несколько лет тому назад история этой семьи занимала всю страну благодаря программе «Пусть говорят».

«Знаете, — сказал он мне, — я ведь ездил в Подмосковье к отцу (инвалиду войны. — З.С.) поздравить с Днем Победы. Он постоял на крыльце, но не вышел ко мне». Говоря эти слова, мужчина то и дело сглатывал слюну и усиленно смаргивал — было видно, как ему тяжело говорить. Потом он махнул рукой и торопливо отошел. А меня весь вечер не отпускали мысли об этой семье.

Неравные браки были всегда. Чтобы улучшить породу. Чтобы доказать состоятельность. Чтобы похвастаться перед друзьями.

В тихой провинции неравные браки долго были не в чести. Потому что стыдно. Неловко. Что скажут люди?

Но изменилось время. Покачнулись устои, крен дали традиции. И стало возможным все то, чего в пору стыдиться: изворотливость, желание наживы, бессовестность.

Одна из дам однажды с чемоданами заявилась к старому человеку, вдовцу, проживающему со взрослым сыном. На его праведное недоумение она ответила избитым, но всегда действенным средством: заплакала, рассказывая о гонениях, преследованиях, нехватках и лишениях. Он дрогнул, смаргивая ответные слезы: «Оставайся!»

Она с готовностью распаковала чемоданы и осталась. Сначала в роли процедурной сестры с проживанием в проходной комнате, чтобы вовремя подать лекарства и не перепутать их. Потом ее койкоместо переместилось в хозяйскую спальню, и стала молодица называться гражданской женой.

Нельзя сказать, что она не стеснялась сына старика. Стеснялась. Поэтому старалась не попадаться ему на глаза, отворачивалась, уходила на кухню и не поддавалась на его любезности, считая их провокацией. А когда оставалась со стариком наедине, то указывала на недостатки сына. Такими недостатками могли выступать вежливые слова («Это он так издевается над нами!»), частые отъезды («Он бросает тебя на произвол судьбы»), неслышная походка («Таится он, вот так и ходит!»).

Старику сначала был неприятен обнародованный список «пороков» сына, и он становился на его защиту. Затем присмотрелся и согласился с доводами молодки: сын вел себя нервно.

А нервничать было от чего. Жили-жили они с отцом после смерти матери, во взаимном уважении, кстати, жили, и вот что получилось. Он просил отца не доверять этой женщине, но чем больше он указывал на очевидное, тем старик становился упрямее.

Однажды он укорил сына: «Ты завидуешь мне. Потому что ты — одинокий, а у меня молодая жена».

Да, после двухлетнего совместного проживания женщина стала официальной женой престарелого человека. Со всеми вытекающими из этого последствиями.

Поскольку возраст его очень солидный, жена решила поторопиться, чтобы все успеть. И предложила лишить сына не только наследства, но и возможности проживать в родном доме.

Суд по изгнанию сына был каким-то стыдным. Сын, краснея и бледнея, что-то лепетал о любви, ладе и согласии в их семье. Соседи громко подтверждали это. Но все решил отец: «Я настаиваю на данном решении. Потому что не хочу, чтобы он даже ходил мимо меня».

Комментарии0