Искупление

Судьба относилась к ним по-разному. Приглашенные на жительство в Россию Манифестом 1783 года, немцы сразу взялись за дело. Они инвестировали ремесленную отрасль и промышленность, связанную с сельским хозяйством. При Советской власти они создали Трудовую коммуну, которая стала автономной республикой в составе РСФСР. Столицей автономии стал город Покровск, переименованный в Энгельс.

После нападения нацистской Германии на СССР, Указом от 28 августа 1941 года Немецкая республика была ликвидирована, а жителей автономии обвинили в шпионаже. Поводом для выселения стало донесение командования Южного фронта от 3-го августа, в котором утверждалось, что немецкое население на Днестре стреляло в спину отступающим частям РККА.

В сентябре 1941 года все население автономии и других регионов СССР было выселено в Коми, Казахстан, Сибирь, Алтай. Практически всех мужчин и женщин мобилизовали в трудовую армию, где в тяжелейших условиях спецпоселений они должны были «искупить свою вину».

Генриха Генриховича Давида, толкового приказчика Ростовской ткацкой фабрики, собственной фабрикой по производству сарпинки (легкой ткани) наделил его тесть – Михаил Егер. И молодая семья Генриха и Марии-Элизабет после женитьбы в 1900 году и неустройств на юге России отправилась на постоянное место жительства в Олешну (ныне это село Алешники Жирновского района).

Это было крупное село. Жители в нем занимались садоводством, кожевенным делом, выпуском ткани, производством веялок. Там имелись мельница, маслобойка, земская- ямская станция, фельдшерско-акушерский пункт, школа. Там родились шестеро из девяти детей Генриха и Марии – Элизабет. Младший, Виктор, был рожден в 1930 году. Жизнь текла размеренно и спокойно. А в июне 1941-го года началась война.

Сразу же после выхода Указа по переселению немцев началась мобилизация на трудфронт. Не жалели даже подростков. Так, Эмму Давид, девочку 16-ти лет, оторвали от дома и отправили в республику Коми на лесоповал, и свою мать она увидела только через двадцать лет. Жалели лишь кормящих матерей, да и то недолго: едва ребенок поднимался, мать отправляли в Сибирь или на Урал.

Генрих Давид был мудрым человеком. Не теряя присутствия духа, он обходил семьи сыновей и дочерей со словами: «Режьте скотину. Так можно выжить в дороге». Коровы и свиньи были заколоты, мясо и сало крепко засолено и уложено в сундуки. И в сентябре на станции Медведица в вагоны товарняка стали грузиться изгнанники. Голосили дети, выли бабы, заходились в немом плаче мужики, раскачивались в нестерпимом горе безмолвные старики. В один из таких вагонов загрузились Генрих с Марией-Элизабет, беременной дочерью Бертой и шестнадцатью (!) детьми. Это были внуки и младший сын. Их надо было спасать.

Поезд, который шел вне расписания, минуя крупные города и останавливаясь лишь на полустанках, мало-помалу шел на Урал. Через месяц он дошел до Краснотурьинска.

На Урале в начале ноября уже стояла зима. Семье Давид дали дом, в котором они стали жить. Из еды была солонина из сундуков и картофельные очистки, которые просил Генрих Генрихович у местных жителей. Доброжелательный, он сумел наладить хорошие отношения с соседями. И они к весне щедро обеспечили его теми же очистками для посадки картофеля.

Забегая вперед, скажу, что первый урожай на уральской земле уродился отменным. И семья Давид следующую зиму зимовала безбедно. Дети даже пили молоко. Потому что рачительный хозяин Генрих Давид привез с собой ручной сепаратор. На Урале такого чуда не видывали и шли к нему хозяйки с просьбой просепарировать молоко. Плата была небольшой: один литр молока из десяти принесенных.

В феврале 1956 года вышел новый Указ, разрешающий переселенцам покинуть места вынужденного поселения. Генрих Давид до этого дня не дожил и навеки остался в чужой земле. Мария-Элизабет уехала с детьми в Алма-Ату. Внуков, всех до единого сохраненных, разобрали их родители, вернувшиеся с лесоповалов и строек. Младший сын Генриха и Марии-Элизабет – Виктор со своей семьей приехал поближе к родным местам – в Котово.

Сегодня никого из детей старших Давид нет в живых. Большинство из внуков, ими спасенных, живы. Сегодня они и в России, и в Казахстане, и на исторической родине – в Германии. Всех их Генрих Давид наградил необыкновенной способностью не отчаиваться и находить выход из любой ситуации. Все Давид невероятно трудолюбивы, порядочны и требовательны как к себе, так и к тем, кто трудится рядом. Все они хорошие семьянины и у них не приняты разводы. Они чадолюбивы и в каждой семье по нескольку детей. Они очень дружны между собой и знают своих родственников, аж в шести поколениях! Они бережно хранят историю своей семьи и гордятся ею. А что до «искупления вины», то эти слова даже не произносятся. Потому что никакой вины российских немцев перед своей Родиной нет.

На фото: (внизу) Генрих Давид, его сын Виктор с женой Марией, Мария-Элизабет; (вверху) Иосиф и Анна Граф, родители Марии. В день свадьбы – 7 ноября 1953 года.

Комментарии0